Самолет Macchi MC.200 Saetta

Saetta, один из лучших итальянских истребителей, испытывал проблемы с двигателем и недостаточно адекватным вооружением. Данные недостатки не позволили полностью реализовать высокий потенциал машины, но он все же сыграл заметную роль в боевых действиях. Вряд ли в 1930-е годы в Италии нашелся более опытный авиаконструктор,способный создать новый одноместный истребитель, чем инженер Марио Кастольди. Главный конструктор «Aeronautica Macchi» уже доказал свою способность внедрять оригинальные конструктивные решения в ходе проектирования успешных гоночных гидросамолетов. В течение 1935 года Кастольди изучал возможность создания истребителя-моноплана с убирающимся шасси. В следующем году командование ВВС Италии приняло решение обновить парк истребительной авиации, и проект Кастольди под обозначением Macchi МС.200 был предложен на объявленный тендер.Прочный, компактный и изящный, самолет от «Macchi» конструктивно представлял собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Пилотская кабина располагалась на уровне задней кромки крыла и была приподнята, обеспечивая пилоту хороший обзор.

Вооружение включало всего два пулемета, а другим недостатком была слабая тяговооруженность  на самолет установили 14-цилиндровый звездообразный двигатель Fiat А.74 RC.38 взлетной мощностью всего 870 л.с. Самолет совершил первый полет в то время, когда первые Hurricane уже поступали в строевые эскадрильи британских ВВС.Летные испытания двух прототипов были успешными, на высоте 4520 м машина развивала максимальную скорость 504 км/ч, что немного хуже, чем у Hurricane, оснащенного двигателем Merlin мощностью 1030 л.с. В ходе сравнительных испытаний нескольких истребителей, проводившихся в 1938 году, победителем стал МС.200. Министерство авиации разместило первичный контракт на поставку 99 самолетов МС.200, получивших собственное имя Saetta (молния). Первые машины поступили в октябре 1939 года в 4-й авиаполк «Cavallino Rampante», но его летчики упорно продолжали предпочитать летать на бипланах, так что было решено передать их МС.200 в 1-й авиаполк, а их бипланы Fiat CR.42 отдать в 4-й авиаполк.Когда Италия в июне 1940 года вступила во Вторую мировую войну ее ВВС имели около 150 Saetta, поступивших в три авиагруппы, дислоцированные в Айраске, Вер-гиате и Палермо. Они не приняли участие в короткой кампании во Франции в июне 1940 года и боевое крещение приняли, когда 6-я группа вступила в боевые действия в сентябре против гарнизона Мальты  истребители сопровождали бомбардировщики и истре-бители-бомбардировщики.

В греческой кампании CR.42 показали себя хорошо, но, вероятно, лишь потому, что противостояли им такие самолеты, как Gladiator. Однако как только боевой потенциал британских ВВС был повышен за счет массовых поставок Hurricane, ситуация изменилась, поэтому 22-я авиагруппа, насчитывавшая 36 Saetta, была передислоцирована в Тирану, а 7-я, 9-я, 10-я, 16-я и 153-я авиагруппы, насчитывавшие 134 самолета (исправны были около половины), приняли участие в кампании в Югославии. Высокие потери итальянцев в данных кампаниях заставили германское командование перебросить на Средиземноморье X воздушный корпус Люфтваффе.Saetta участвовали в большинстве операций в Северной Африке, для чего на воздухозаборник истребителя пришлось ставить противопылевой фильтр (после этого название самолета сменили на MC.200AS  AS от «Africa Settentrionale», то есть «Северная Африка»). Первой на ТВД в апреле 1941 года прибыла 374-я эскадрилья, за ней в июле последовали 153-я и 157-я авиагруппы.

К концу того года Hurricane Mk II и Curtiss Р-40 завоевали превосходство над старыми итальянскими истребителями на Североафриканском ТВД. Поэтому для Saetta нашли новые задачи  во время наступления 1942 года они были впервые успешно использованы в качестве истребителей-бомбардировщиков, но под прикрытием более современных истребителей., В августе 1941 года Saetta (около 50 машин) из четырех эскадрилий 22-й отдельной авиагруппы были переброшены на южный участок Восточного фронта  первый компонент итальянского экспедиционного корпуса в СССР. Восемь месяцев спустя на Восточный фронт прибыла 21-я авиагруппа. В 6361 боевом вылете итальянские летчи ки сбили и уничтожили на аэродромах 85 советских самолетов, потеряв в боях 15 своих машин.На момент вторжения союзников на Сицилию в июле 1943 года Saetta совершенно устарел, но 42 машины все еще оставались во фронтовых частях. Всего было выпущено более 1150 самолетов Saetta, около 400 из них построила «Macchi», оставшиеся  «Breda» и «SAI-Ambrosini».