Самолет LOCKHEED P-38 LIGHTNING


Во время эксплуатации Lockheed Lightning оставался в тени своих однодвигательных боевых «товарищей», таких как Р-47 и Р-51. Несмотря на это Р-38 вписал свое имя в историю как весьма удачный дальний истребитель, хорошо зарекомендовавший себя на всех ТВД, где воевал.Истребитель, бомбардировщик, ночной истребитель, разведчик, медико-эва-куационный самолет, торпедоносец-бомбардировщик и даже буксировщик мишеней  все это разные ипостаси Lockheed Р-38.Самолет изначально разрабатывался под требования 1937 года к новому высотному истребителю. Группа конструкторов «Lockheed» во главе с X. Л. Хиббардом сделала ставку на двухмоторный самолет двухбалочной конструкции. Самолет получил внутрифирменное обозначение Lockheed Model 22, а 23 июня 1937 года командование Авиакорпуса Армии США утвердило предложенный проект и заказало постройку одного прототипа ХР-38, который был облетан лейтенантом Б. С. Келси в Марч-Филд, штат Калифорния, 27 января 1939 года. Две недели спустя самолет за 7 ч 2 мин с двумя дозаправками преодолел континент, но попал в аварию при посадке в Митчелл-Филд.



После успешных испытаний был размещен заказ на 13 предсе-рийных самолетов YP-38, которые отличались от прототипа двигателями Allison и воздушными винтами, вращавшимися наружу, а не внутрь, как на прототипе. Вооружение самолета состояло из 37-мм пушки Oldsmobile и четырех пулеметов. Следом Авиакорпус Армии США разместил заказ на 66 серийных самолетов, вооружение которых включало уже 23-мм пушку Madsen и четыре 12,7-мм пулемета Browning. Самолеты пока оставались преимущественно в учебных подразделениях, и лишь в августе 1941 года самолеты (модель P-38D) полноценно пошли в боевые эскадрильи. На момент вступления США во Вторую мировую войну имелось всего 47 самолетов Р-38, поэтому серийный выпуск пришлось срочно наращивать  в производство пошла модификация «Е», несколько отличавшаяся вооружением и имевшая воздушные винты Curtiss Electric. Именно на этой машине летчики ВВС Армии США одержали первую победу над Люфтваффе в годы войны  всего через несколько часов после объявления США войны был сбит немецкий Focke-Wulf Fw 200 Condor. Активный интерес к самолету, получившему имя Lightning, проявили и британские ВВС  в марте 1940 года от них поступил заказ на 667 самолетов. Однако ввиду запрета, существовавшего тогда в США на экспорт турбонагнетателей, мощность силовой установки экспортных Р-38 оказалась недостаточной, и британцы отменили свой заказ, получив в итоге лишь несколько машин.

Компания «Lockheed» продолжила совершенствование Р-38  вскоре появилась модификация «F», отличавшаяся увеличенной максимальной скоростью полета и возможностью подвески бомб и торпед на подкрыльевые держатели. Данные машины в течение 1943 года поступили на вооружение 27-ми эскадрилий ВВС Армии США на Тихоокеанском ТВД. Именно эти самолеты, принадлежавшие 339-й истребительной эскадрилье 347-й истребительной группы и оснащенные подвесными баками, настигли и уничтожили японский самолет, на борту которого находился знаменитый адмирал Исороку Ямамото. А ведь район перехвата находился на расстоянии 885 км от аэродрома базирования эскадрильи.

Тем временем Р-38 активно воевали на Европейском и Средиземноморском ТВД, получив среди летчиков врага прозвище «der gabelschwanz Teufel», что с немецкого можно перевести как «вилохвостый дьявол». Впрочем, самолет все же не мог на равных противостоять различным одномоторным истребителям Люфтваффе. Особенно ярко это проявилось во время использования машин в истребительном сопровождении бомбардировщиков при налетах на Берлин с аэродромов в Великобритании.С другой стороны, разведывательные модификации Lightning, созданные наряду с истребительными модификациями, «отсняли» значительную часть Европы  на их стороне были большая высота полета и высокая скорость, так что перехватить их было весьма непросто.Хорошо себя зарекомендовали Р-38 и при решении задач штурмовки наземных целей. А недостаточную эффективность Р-38 в боях с истребителями противника пришлось компенсировать за счет наращивания численности эскадрилий Р-47 и Р-51.

Развитие Lightning продолжалось  появились модификации P-38J и P-38L, наиболее важным отличием которых стали обтекатели внизу передней части двигателей, прикрывшие воздухозаборники промежуточных радиаторов. Усовершенствованные модификации поступали во все строевые части, но именно на Тихоокеанском ТВД самолеты Lightning наглядно продемонстрировали свои уникальные возможности дальнего истребителя. К концу 1944 года Р-38 находились на вооружении 34-х эскадрилий в западной части Тихого океана и в Юго-Восточной Азии.Двухместный Р-38М появился слишком поздно, чтобы попасть на фронт. Он был оснащен РЛС, которая находилась под управлением оператора, сидевшего сразу за пилотом, и потому мог применяться в качестве ночного истребителя. Оснащенные радарами Lightning поступили в 5-е истребительное командование и лишь ограниченно применялись на заключительном этапе войны на Тихом океане. В течение последнего года войны для Р-38 были созданы специализированные медико-эвакуацион-ные контейнеры  они крепились под крылом и могли применяться для вывоза раненых. Другие самолеты использовались для буксировки мишеней.После окончания Второй мировой войны Р-38 почти исчезли из строевых частей, но разработчик успел создать две новые модификации. ХР-49 отличался мощными двигателями Continental и герметизированной кабиной для высотных полетов, а предлагавшийся в качестве штурмовика ХР-58 «Chain Lightning» представлял собой увеличенный вариант Lightning со съемной носовой частью и стрелковой турелью с четырьмя пулеметами.