Самолет JUNKERS JU 52/3M

 

 


Во время Эгейской кампании и операций на Восточном фронте Ju 52/Зш несли тяжелые потери, зачастую становясь легкой добычей для истребителей противника. Тем не менее их высокая надежность и способность действовать в любых условиях делали эти самолеты незаменимым средством снабжения германской армии. В тщательно организованном и прошедшем практически без сбоев вторжении в Норвегию в 1939 году число задействованных Ju 52/Зш возросло до 573 машин. Ими были оснащены все четыре группы из подразделения KGzbV 1 и группы KGrzbV 101,102, 103,104,105,106 и 107 -в среднем по 52 самолета в каждой.В Норвежской кампании также задействовали небольшое число Ju 52/Зш Wasser с двухпоплавковым шасси, летавших по фьордам для доставки войск и припасов. Тогда же появился новый вариант Ju 52/3mg5e со сменным колесным/поплавковым/лыжным шасси, оснащенный тремя 830-силь-ными (619 кВт) двигателями BMW 132Т-2. Среди операций, в которых Ju 52 участвовали в Норвегии, был захват десантниками аэропорта Ставангер-Сола и моста Вординг-борг. За время этой кампании по воздуху было перевезено 29 000 человек, 1 180000 л авиатоплива и 2376 т припасов; потери составили 150 самолетов.



Перед завершением Норвежской кампании большая часть Ju 52/3m была выведена назад в Германию для подготовки к участию в операции «Gelb»  грандиозном наступлении на Западе. Из-за потерь в Норвегии число доступных Ju 52 сократилось до 475 машин, к которым теперь добавили 45 десантных планеров DFS 230, поручив командование этими транспортными силами генералу Путзиеру. Поскольку требовалось сохранить Ju 52/3m для планировавшегося воздушного наступления на Великобританию, на начальном этапе операции  вторжении в Голландию и Бельгию  транспортные машины Люфтваффе были в основном задействованы для атак десантников, например на мосты Моердик и роттердамский аэропорт Вальхавен. В каждом десантном рейде было задействовано большое число Ju 52/Зш, и потери, в основном от зенитного огня, оказались весьма тяжелыми: за пять дней, потребовавшихся Вермахту для захвата Голландии, было сбито не менее 167 Ju 52, и примерно такое же количество машин получили серьезные повреждения. К концу 1940 года Люфтваффе получили всего 1275 Ju 52/3m, из которых около 700 уже были списаны.

В апреле 1941 года, после падения Франции и до наступления немцев на Балканах, крупных операций с привлечением Ju 52/Зш не проводилось. К началу Балканской кампании появились новые варианты машины. Самолет Ju 52/3mg6e был близок по конструкции к Ju 52/3mg5e, но получил новое связное оборудование. А на Ju 52/3mg7e установили автоматический автопилот, увеличили грузоподъемность до 18 десантников и расширили дверь кабины. Кроме того, самолет получил возможность нести два 7,92-мм пулемета, стрелявших через окна кабины.

Несмотря на успешное завершение, операция по захвату Крита оказалась настоящей катастрофой для транспортных подразделений Люфтваффе. Предназначенные для воздушного наступления на остров 493 самолета Ju 52/3m и около 80 планеров DFS 230 должны были атаковать тремя волнами. Однако из-за многочисленных столкновений на земле, вызванных облаками поднятой пыли, и различных задержек, вместо концентрации во времени и пространстве высадка превратилась в разрозненные действия отдельных групп. Немцы потеряли более 7000 человек (в том числе около 2000 десантников) и 174 самолета Ju 52/3m  более трети транспортных сил Люфтваффе. Часто говорилось, что Балканская кампания была заранее проигранным делом для союзников, но все же тяжелые потери, причиненные немцам, сыграли свою роль, когда два месяца спустя Германия начала операцию «Барбаросса»  нападение на СССР. Впредь (кроме отдельных редких случаев десантных операций) использование транспорт ных самолетов в Люфтваффе ограничивалось перевозками припасов и эвакуацией. В первый день нападения на СССР Люфтваффе могли выставить не более 238 пригодных к эксплуатации Ju 52/3m  гораздо меньше, чем они располагали в 1939 и 1940 годах.


Особенности боевых действий на Восточном фронте позволили быстро определить задачи для Ju 52/3m  тактика выжженной земли, применявшаяся отступающими советскими войсками, увеличила зависимость Вермахта от воздушного снабжения. Выпуск Ju 52/Зш возрос с 502 машин в 1941 году до 503 в 1942 году и 887 — в 1943-м. Продолжали появляться и новые варианты: Ju 52/3mg8e без обтекателей колес (быстро забивавшихся грязью на раскисших аэродромах Восточного фронта), но с одним 13-мм пулеметом MG 131 в верхней стрелковой точке и 850-сильными (634-кВт) моторами BMW 132Z на части машин; Ju 52/3mg9e, появившийся в 1942 году, с усиленным шасси и увеличенной до 11500 кг взлетной массой, способный буксировать планер Gotha Go 242; морской вариант Ju 52/3mgl0e с возможностью установки на поплавки и Ju 52/3mgl2e с 800-сильными (597 кВт) двигателями BMW 132L.  Единственным другим вариантом, принятым на вооружение Люфтваффе в конце 1943 года, стал Ju 52/3mgl4e с пулеметом MG 15 в обтекателе над кабиной экипажа.

Можно считать, что закат карьеры Ju 52/3m начался в 1942    году. В феврале, когда шесть немецких дивизий попали в окружение под Демянском, Люфтваффе провели операцию по поддержке этой 100-тысячной группировки, за три месяца доставив в «котел» 24300 т припасов и 15446 военнослужащих и эвакуировав 20093 раненых. Но за это им пришлось заплатить потерей 385 авиаторов (включая майора Вальтера Хаммера, командира KGrzbV 172) и 262 самолетов.
Еще большие потери немцы понесли под Сталинградом и в Северной Африке. Только во время единственного налета на Сверово зимой 1942-1943 годов советские бомбардировщики уничтожили 52 самолета Ju 52/3m. А в последней попытке помочь (а при возможности и эвакуировать) силам стран Оси в Тунисе в апреле