Самолет Junkers Ju 188


Фактически Ju 188 являлся улучшенным Ju 88 с множеством изменений в конструкции. Однако догнать 88-й по боевым результатам Ju 188 не смог, при этом поздно поступил в войска. Его карьера оказалась короткой и не столь впечатляющей.
Вначале Второй мировой войны в Министерстве авиации Германии были убеждены в совершенстве Ju 88 и не считали необходимым вносить серьезные изменения в конструкцию самолета. Тем не менее с момента появления Ju 88 в 1936 году авиастроение не стояло на месте, в разработке находились самолеты Ju 85В и Ju 88В. В 1940 году фирма «Junkers» изготовила новую кабину для Ju 88В, начались летные испытания нового мотора воздушного охлаждения BMW 801 мощностью 1600 л. с. (1194 кВт). За исключением кабины и силовой установки Ju 88В не отличался от Ju 88А, поэтому радикально перестраивать производство не потребовалось. Десять предсерийных Ju 88В-0 переделали в разведчики.

Работы по бомбардировщику следующего поколения, «Bomber В», продолжались, но вскоре выяснилось, что ни один из самолетов (Do 317, Fw 191 и Ju 288) не удовлетворяет Люфтваффе в долгосрочной перспективе. «Junkers» предложила модернизировать Ju 88, и в сентябре 1941 года новый самолет выполнил первый полет. Ju 88 V27 представлял собой Ju 88Е-0 (экспериментальный вариант Ju-88B-0) с новыми внешними секциями консолей, за счет них размах крыла увеличился с 20 м до 22 м. Ju 88 V44 выполнил первый полет весной 1942 года, на самолете увеличили площадь хвостового оперения, а вертикальное оперение по форме в плане стало почти прямоугольным.

В октябре 1942 года было принято решение о перераспределении ресурсов с программы Ju 288 в пользу разработки Ju 88 V44, получившего обозначение Ju 188 VI. К январю 1943 года собрали второй прототип. Министерство авиации предписало строить первые серийные Ju 188 А-0 в варианте бомбардировщика, способного наносить удары, как с горизонтального полета, так и с пикирования. Чтобы избежать задержки из-за дефицита моторов, предписывалось предусмотреть
установку как BMW 801, так и Jumo 213.Первыми серийными самолетами стали Ju 188 Е-0 и Е-1 с мотора ми BMW (на типе «А» стояли Jumi 213). Е-0 и Е-1 поступили в мае 1943 года на вооружение подразде лений Ekdo d.Lw 188 и KG 6.20 октября 1943 года первые боевые вы леты выполнили Ju 188 из I./KG 6. До конца года было построено 283 самолета Ju 188, отличавшихс; от первых серийных машин.Е-1 и А-1 являлись бомбардировщиками с экипажем из четыре человек и отличались друг от друг стрелковым вооружением. На А-1 стояла турель EDL 151с пушкой MG 151/20, «Е» проектировался под турель EDL 121 с 13-мм пулеметами MG 131. В целом «А» имели несколько более высокие летные данные, особенно в случае установки системы повышения мощности моторов MW50.

А-3 представлял собой торпедоносец-бомбардировщик, способный нести две торпеды LT 1В или F5b под внутренними секциями крыла, прицел для торпедометания размещался в бульбообразном наплыве по правому борту в носовой части фюзеляжа. На аналогичном варианте Е-2 с моторами BMW верхняя турель часто не ставилась.В начале программы компания «Junkers» предложила установить дистанционно-управляемую турель FA15 с двумя 13-мм пулеметами MG 131Z. Данный комплекс смонтировали на Ju 188С-0, переделанном из А-0. Точность стрельбы и надежность оказались неудовлетворительными.Потребность Люфтваффе в скоростном разведчике инициировала модернизацию многих Ju 188А в Ju 188D-1 и D-2. Эти варианты не имели стреляющей вперед пушки MG 151, экипаж состоял из трех человек, был увеличен запас топлива, а взлетная масса доведена до 15200 кг. На самолетах монтировались различные аэрофотоаппараты (Rb 50/30,70/30, NRb 40/25 или 50/25); D-2 оснащался РЛС обнаружения надводных объектов FuG 200. Эквивалентами «D» являлись оснащенные двигателями BMW варианты F-1 и F-2 с РЛС обнаружения надводных объектов.На G-0 установили управляемую стрелком хвостовую турель с пулеметом MG131, однако сектор обстрела этой стрелковой точки был небольшим. Бомбардировщик G-2 и разведчик Н-1 оснащались турелями FA 15. Но приоритетной уже стала программа Ju 388.


«Junkers» так и не удалось обеспечить на Ju 188 круговой обстрел из оборонительного вооружения. С начала битвы за Британию стала очевидной отсталость концепции скоростного бомбардировщика 1930-х годов, такие самолеты становились легкой добычей для истребителей. Осенью 1943 года началась разработка высотного самолета Ju 188 с гермокабиной. Шли работы и над аванпроектами Ju 188J Zerstorer, бомбардировщика 188К и разведчика 188L. В сентябре 1943 года эти проекты получили обозначение Ju 388J/K/L. В то же время «Junkers» предложила использовать фюзеляж с гермокабиной и получить высотный ударный самолет Ju 188S и разведчик Ju 188Т. На «S» и «Т» отсутствовало оборонительное вооружение, так как считалось, что лучшая защита от перехватчиков — большие высоты и скорость полета. Самолеты отличались зализанными обводами носовой части фюзеляжа, двигатели Jumo 213Е-1 были снабжены устройствами впрыска в цилиндры закиси азота GM-1, что позволяло на высоте 9570 м поднять мощность до 1690 л. с. В бом-боотсеке S-1 мог нести до 800 кг бомб; с полной боевой нагрузкой он развивал скорость 685 км/ч. Более легкий Т-1 оснащался двумя фотоаппаратами Rb и развивал скорость 700 км/ч. Оба варианта с начала 1944 года строились ограниченной серией, ощутимого влияния на ход боевых действий они не оказали. В конце 1944 года с S-1 демонтировали систему герметизации кабин, в надежде сделать из бомбардировщика штурмовик. Новый вариант обозначался Ju 188S-1/U, его экипаж обычно состоял из двух человек.

Изначально Ju 188 нравился летчикам Люфтваффе. Управлялся он лучше, чем Ju 88, особенно с большой полетной массой, а также появилась возможность полностью использовать мощность моторов BMW 801 или Jumo 213. Однако из-за ограниченной серии (построено в общей сложности 1076 самолетов) Ju 188 массово не применялись. Бомбардировщики использовались, главным образом, для борьбы с судоходством, действуя с аэродромов Дании и Норвегии. Даже разведчики
применялись редко. Вскрыть подготовку союзников к вторжению в Нормандию они не сумели — разведывательные полеты над Британией оставались делом почти невозможным вплоть до появления в 1944 году реактивного Arado Ar 234В.
После войны французские ВМС эксплуатировали не менее 30 прошедших ремонт трофейных Ju 188Е и 188F в качестве бомбардировщиков берегового базирования. Карьера этих самолетов оказалась короткой, хотя их задействовали еще и в ряде французских испытательных программ, включая испытания перспективных поршневых моторов, ТРД и управляемых ракет.