Самолет И-16

К разработке прототипа нового одноместного истребителя ЦКБ-12 группа Н. Н. Поликарпова, работавшая в Центральном конструкторском бюро, приступила весной 1933 года. Самолет представлял собой свободнонесущийнизкоплан с радиальным поршневым двигателем, с несколько кургузым деревянным фюзеляжем-мо-нококом и металлическим крылом с элеронами большого размаха. Стойки шасси убирались вручную по направлению к фюзеляжу. Прототип, оснащенный 480-сильным (358 кВт) ПД М-22, совершил первый полет 31 декабря 1933 года.

 



Истребитель ЦКБ-12бис с импортным двигателем Wright SR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л.с. (529 кВт) совершил первый полет 18 февраля 1934 года. С двигателем М-22 максимальная скорость составляла 359 км/ч у земли, a Cyclone позволял развивать скорость 437 км/ч на высоте 3000 м.Серийный самолет, получивший обозначение И-16, был очень строг в управлении, но его высокие скорость и скороподъемностьобеспечили поддержку военных. Была построена опытная партия из 30 машин с моторами М-22, десять из них приняли участие в первомайском воздушном параде в Москве в 1935 году.Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.

Последние варианты И-1 б оснащались двигателем М-бЗ мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-1 б Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип б (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-1 б Тип 5 и бполучили в Испании прозвище «Mosca» (мушка), а Тип 10  «Super Mosca». Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией «Hispano-Suiza» до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года.Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.И-1 б хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-1 б Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.

Советские И-1 б воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.И-1 б активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.