Самолет И-15бис «Чайка»



Разработанный на базе самолета И-5, прототип истребителя-биплана ЦКБ-3 был создан бригадой Н.Н. Поликарпова в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ).Самолет ЦКБ-3 получил характерное верхнее крыло с изломом центроплана типа «чайка», 1-об-разные подкосы и стойки шасси консольного типа с возможностью установки обтекателей на колеса. Учитывая острую нужду советских ВВС в новом одноместном истребителе, разработка шла очень быстро, и В. П. Чкалов поднял машину в воздух уже в октябре 1933 года.

 


ЦКБ-3 был оснащен импортным радиальным ПД Wright SGR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л.с. (529 кВт) с капотом Таунен-да. Интенсивные испытания завершились успешно, и в 1934 году самолет был запущен в серию. Но из-за отсутствия необходимого количества двигателей подходящей мощности 404 истребителя И-15 «Чайка», построенных до 1936 года, были оснащены 480-сильны-ми (358 кВт) радиальными моторами М-22, и их максимальная скорость была ограничена 320 км/ч.

Следующие 59 самолетов были оснащены ПД SGR-1820-F3 Cyclone с винтами Hamilton, импортированными из США. Прототип этого варианта под обозначением ЦКБ-Збис прошел испытания в ноябре 1935 года. На облегченном ЦКБ-Збис летчиком Владимиром Коккинаки 21 ноября был установлен советский рекорд высоты  14 575 м. Все серийные самолеты были вооружены двумя синхронными пулеметами ПВ-1, но завершившие выпуск 270 истребителей И-15, с советскими ПД М-25 и винтами АВ-1 (лицензионный вариант ПД Wright и винта Hamilton), имели четыре пулемета. Последние И-15 были поставлены в 1937 году, и, вероятно, на части самолетов более ранних выпусков двигатель М-22 был заменен на М-25.И-15 отличался высокой маневренностью. В 1938 году он успешно использовался против японцев на границе с Маньчжурией, и значительное число этихмашин было поставлено республиканскому правительству Испании в ходе гражданской войны.

Первые И-15 прибыли в Картахену в октябре1936    года, а всего к концу 1937года было поставлено 155 самолетов. И-15 хорошо зарекомендовали себя в Испании, где их под конец войны вооружали парой более эффективных пулеметов ШКАС. Получившие в Испании прозвище «Chato» (курносый), истребители И-15 поступили на вооружение четырех эскадрилий, где на них помимо советских и испанских пилотов летали и добровольцы из других стран. Государственные испанские авиазаводы также построили 287 истребителей по лицензии, но многие из них в некомплектном состоянии (без двигателей и вооружения) попали в руки националистов после завершения гражданской войны в марте 1939 года. В начале 1937 года совершил первый полет прототип ЦКБ-Зтер, оснащенный более мощным двигателем М-25В под удлиненным капотом и доработанным шасси с обтекателями на колесах.

Но его основным отличием стало новое верхнее крыло, не имевшее излома икрепившееся к фюзеляжу с помощью N-образных стоек. В его задней кромке над кабиной пилота был сделан вырез. Как и у И-15, элероны были установлены только на верхнем крыле.Получивший обозначение И-1 5бис или, альтернативно, И-152, доработанный истребитель был первоначально вооружен четырьмя синхронными 7,62-мм пулеметами ПВ-1, но на самолетах позднего выпуска их заменили более эффективными ШКАС такого же калибра; небольшое число истребителей получили пару 12,7-мм пулеметов БС. Если И-15 мог нести четыре 20-кг бомбы на держателях под крылом, бомбовая нагруз1 ка И-15бис была увеличена до 150 кг.Производство И-15бис завершилось в начале 1939 года после выпуска 2408 самолетов.Истребитель активно использовался в боях с японцами на границе с Маньчжурией в 1938-1939 годах и в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.

В последние месяцы 1939 года в Испанию через Францию было отправлено 93 самолета. Из них пункта назначения достигли только 30 машин, участие которых в боевых действиях оказалось весьма ограниченным. Часть из них перелетела во Францию перед крахом республиканцев в 1939 году. В Испании эти самолеты называли «Super Chato».В 1937-1938 годах четыре советских эскадрильи были отправлены в Китай для оказания помощи против вторжения японцев. Кроме того, не менее 186 самолетов И-15бис были поставлены непосредственно китайским ВВС. Но служба самолета в Китае складывалась неоднозначно  на заключительном этапе войны он уже стал уступать новым японским истребителям-монопланам.В июне 1941 года в составе советских ВВС все еще насчитывалось свыше 1 ООО самолетов И-15бис. Большинство из них использовались для непосредственной поддержки войск, пока их не заменили штурмовики Ил-2. Многие И-15бис были потеряны в первые месяцы германского вторжения и к концу 1942 года окончательно исчезли из состава боевых частей.