Самолет Henschel Hs 129


Henschel Hs 129 является единственным самолетом, исключая А-10 Thunderbolt II, в истории авиации, предназначенным специально для уничтожения бронетехники противника. Кроме советского штурмовика Ил-2, способного эффективно поражать бронетехнику, другого самолета такого класса союзники не имели. В британских ВВС было небольшое количество Hurricane с 40-мм пушками, но специализированным машинам этот самолет сильно уступал. В то время и в Германии не предполагали, насколько Hs129 станет необходим в 1944-1945 годах.


В апреле 1937 года техническое управление германского министерства авиации выпустило спецификацию на самолет непосредственной огневой поддержки. Самолет должен был иметь два мотора небольшой мощности, вооружение, как минимум, из двух 20-мм пушек и бронезащиту экипажа, включая бронестекло толщиной 75 мм.

Выбор сделали в пользу компании «Henschel», предложившей одноместную машину, а ее конкурентом была «Focke-Wulf», предложившая доработанный Fw 189. Впрочем, сравнительные испытания показали, что требованиям не отвечает ни один из самолетов. Выбору Hs 129 способствовали его меньшие размеры и цена, которая составляла примерно две трети от цены Fw 189. Было заказано восемь предсерийных Hs 129А-0, их успели поставить до 10 мая 1940 года, то есть до начала блицкрига на Западе. Самолеты прошли длительные эксплуатационные испытания, после которых поступили в учебную эскадрилью штурмовой авиации, дислоцированную в Орли, Париж. Hs 129 представлял собой моноплан традиционной компоновки, достаточно простой конструкции, с работающей обшивкой. Сужающееся в плане крыло оснастили щелевыми закрылками с гидроприводами. Центроплан самолета конструктивно был выполнен как единое целое с фюзеляжем. Силовая установка из двух 12-ци-линдровых моторов жидкостного охлаждения Argus As 410А-1 мощностью по 465 л. с. (344 кВт) и винтами Argus с автоматически изменяемым шагом лопастей почти аналогична силовой установке Fw 189. Топливо размещалось в одном мягком фюзеляжном баке и баках, расположенных во внешних секциях крыла.

Очевидно, главный конструктор, дипломированный инженер Фр. Николаус, мог спроектировать и более совершенный самолет, применив более мощные моторы. Вместе с коллегами он работал над проектом несколько большей машины с двумя 700-сильными моторами Gnome-Rhone 14М, большое количество которых досталось немцам после капитуляции Франции. Однако на изменение технологической оснастки под самолет большего размера требовалось время, поэтому решили ограничиться доработкой существующего Hs 129 под большие по габаритам и более мощные французские двигатели. Существенных изменений в конструкцию Hs 129В не вносилось. Для улучшения обзора увеличили площадь остекления кабины летчика, все остекление выполнено из бронестекла. В целом летные данные Hs 129В возросли, но все равно оставались на низком уровне. По скорости самолет уступал Ju 87D, обладал меньшим радиусом действия и плохо управлялся, несмотря на установку триммеров с приводом от электромоторов.

Сразу после вторжения германских войск в июне 1941 года в СССР производство Hs 129В получило высокую степень приоритетности. Самолеты поздней постройки вооружались вместо пушек MG FF более мощными пушками MG 151, а иногда и скорострельными 15-мм пулеметами; все же чаще устанавливали 20-м пушки с боекомплектом 125 снарядов на ствол.
Первый предсерийный Hs 129В-0 собрали в конце 1941 года, но из-за серьезных проблем технического плана формирование штурмовой эскадры пришлось отложить. Изменения в конструкцию вносили постоянно  по мере обнаружения дефектов. Запланированного темпа производства  40 самолетов ежемесячно  достигли только к середине 1943 года. Первую эскадрилью, 4./SchG 1, направили на Кавказ в середине 1942 года. До конца года сформировали еще одну, 4./SchG 2, которую направили в Северную Африку. В Африке это подразделение потеряло все свои самолеты.

В 1943 году все усилия были направлены на повышение объема производства Hs129В, но постоянные проблемы и излишне высокое внимание к формированию штурмовых эскадр (SchG) не способствовали улучшению ситуации. Однако боевую эффективность машины удалось повысить за счет «модернизационного набора», позволявшего устанавливать дополнительно под фюзеляжем мощнейшую 30-мм пушку с боекомплектом 30 снарядов. Огневой мощи орудия хватало для гарантированного поражения практически любого бронеобъекта, за исключением тяжелых танков. Однако сам самолет по-прежнему оставался беззащитным от атак сзади. Также предусматривалась возможность монтажа на самолете фотоаппарата, четырех пулеметов MG 17 и подвески для небольших бомб (прежде всего кассет с кумулятивными 4-кг бомбами SD4).

Появление у СССР большого количества танков с усиленной бронезащитой послужило причиной развития штурмовых германских подразделений. Попыткой усилить эффективность Hs 129В стала установка на него 75-мм противотанковой пушки РаК 40, на дистанции 1000 м пробивавшей броню толщиной 133 мм при попадании снаряда под прямым углом. Боекомплект к орудию составлял 26 снарядов, скорострельность достигала 40 выстрелов в минуту, но на практике в одном заходе делали три-четыре выстрела. Проблема заключалась в отдаче при стрельбе, слишком большой для самолета. Пробовали ставить на орудие различные дульные тормоза, но это не помогло  Hs 129B-3/Wa с 75-мм пушкой становился почти неуправляемым.Всего с учетом прототипов построено порядка 870 самолетов Hs 129. В силу массы технических сложностей сформировать из Hs 129 многочисленные противотанковые силы не удалось. На общий ход боевых действий эти самолеты не оказали почти никакого влияния. Осенью 1944 года их полеты ограничили из-за дефицита высокооктанового бензина. До конца войны уцелело совсем немного Hs 129.