Самолет Heinkel He 177 Greif


Прозванный за свою склонность к возгоранию «Luftwaf-fenfeuerzeug» («Летающая зажигалка»), Не 177 был единственным стратегическим бомбардировщиком, состоявшим на вооружении Люфтваффе. В 1936 году германское Министерство авиации (RLM) развернуло программу создания самолета по проекту «Ural-bomber», конкурентами в которой стали Do 19 и Ju 89. Но реальных результатов программа не дала и была закрыта в 1937 году. Взамен были выпущены технические требования на «Bomber А», позволявшие, как считалось, создать более совершенный самолет.

Фирме «Ernst Heinkel AG» было поручено разработать и построить «Bomber А», и работы над самолетом, обозначенным Projekt 1041, были развернуты в конце 1936 года. Под руководством технического директора Хертеля одаренные инженеры братья Гюнтер создали проект бомбардировщика, отличавшегося рядом новых решений. Эта машина, которой RLM присвоило обозначение Не 177, отличалась совершенной на тот период аэродинамикой. Фюзеляж с остекленной носовой частью не имел выступающих элементов, а в его хвостовой части размещалась стрелковая точка. Под среднерасположенным крылом большого удлинения располагался вместительный бомбоотсек. Самолету требовались четыре двигателя по 1200 л. с. (895 кВт) или два по 2400 л. с. (1790 кВт), но в Германии не было моторов последнего типа. Срочно в сотрудничестве с «Daimler-Benz» компания «Heinkel» выпустила двигатель DB 606, представлявший собой спарку двух двигателей DB 601, через общий редуктор вращавших один винт.

Установка двух таких моторов на новом бомбардировщике позволяла снизить сопротивление и улучшить маневренность по сравнению с четырехдвигательным вариантом. Чтобы еще больше снизить сопротивление, решили использовать испарительную поверхностную систему охлаждения, уже опробованную на истребителе Не 100 и гидросамолете Не 119, также оснащавшемся DB 606. Самолет имел четыре основные стойки шасси, размещенные попарно под двигателями. Одна стойка из пары убиралась с внешней стороны от двигателя, а другая  с внутренней, размещаясь в крыле перед главным лонжероном. Оборонительное вооружение состояло из четырех турелей с дистанционным управлением.К началу 1939 года использование поверхностных радиаторов было признано непрактичным. Их заменили более крупными кольцевыми радиаторами, разместившимися в передней части мотогондол, перед двигателями. Это привело к увеличению сопротивления, что потребовало большего запаса топлива и, в свою очередь, увеличило массу машины. Образовался замкнутый круг...

Пикирующий бомбардировщик

По требованию RLM бомбардировщик должен был метать бомбы с пикирования под углом до 60°, что снова повлекло увеличение массы конструкции и снижение характеристик. Также потребовалось оснастить самолет большими тормозными щитками под крылом. Для уменьшения посадочной скорости перетяжеленной машины крыло по всему размаху оснастили закрылками Фаулера. Но возникла проблема  крыло не было рассчитано на такую большую подъемную силу и сопротивление, создаваемое закрылками. Прототип VI совершил первый полет 19 ноября 1939 года. Несмотря на отсутствие вооружения, он не соответствовал необходимым характеристикам, хотя его управляемость была признана хорошей. Построили еще семь прототипов, причем каждый был тяжелее своего предшественника. Была увеличена площадь вертикального оперения, смонтирован трехсекционный бомбоотсек, испытаны различные типы оборонительного вооружения (дистанционные турели с малым сопротивлением заменили на обычные), и массу усилий затратили на устранение проблем с силовой установкой, склонной к постоянным возгораниям.

В 1939 году заказали 30 предсе-рийных Не 177А-0, а еще пять поручили построить фирме «Arado». В конструкцию самолетов внесли много изменений. Кабина теперь вмещала пять человек, а оборонительное вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 81 в носовой установке, 20-мм пушки MG FF в носовой части нижней гондолы и спарки пулеметов MG 81Z в хвостовой части, а также 13-мм пулемета MG 131 в верхней турели и хвостовой установке. В ходе серийного производства отказались от тормозных щитков и внесли множество других изменений, наиболее важные из которых касались конструкции силовой установки. Откачивающие маслонасосы были переразмерены, и на высотах свыше 6000 м масло имело тенденцию испаряться или пениться, что приводило к нарушению смазки и последующему пожару. Причиной многих возгораний были утечки топлива из работавших под высоким давлением инжекционных насосов и жесткой топливной проводки.

Производство

Более 25 самолетов из построенных 35 варианта А-0 были разрушены по различным причинам, а уцелевшие машины использовались для подготовки экипажей. Все 130 серийных Не 177А-1 были построены компанией «Arado», использо-
вавшей 2700-сильные (2014 кВт) двигатели DB 606, и в их конструкцию внесли только несколько из многочисленных запланированных доработок. Но самолет мог нести очень большую бомбовую нагрузку, и руководство Германии настаивало на принятии его на вооружение, в расчете, что он сможет наносить ночные удары в глубине территории СССР, сопровождать подводные лодки и блокировать конвои в Северной Атлантике.  В октябре 1942 года «Heinkel» начала поставки усовершенствованных Не 177А-3, но темпы выпуска не превышали пяти машин в месяц. А-3 сохранил двигатель DB 606. Тем не менее силовую установку доработали, сдвинув двигатели вперед, изменили конструкцию выхлопной системы и устранили еще ряд опасных недостатков. Для сохранения центровки удлинили хвостовую часть фюзеляжа и добавили вторую верхнюю стрелковую установку. А-3, как и А-1, выпускался с различными вариантами вооружения. «Heinkel» построила 170 самолетов варианта А-3. С февраля 1943 года фирмами «Heinkel» и «Arado» был поставлен 261 Не 177А-5. А-5 отличался усиленным планером, укороченными стойками шасси, обычными элеронами и узлами подвески под носовой частью фюзеляжа и внешними частями консолей крыла, на которых мог нести три бомбы Hs 293 или по две Hs 294 или FX 1400.

Атака на Лондон

«Heinkel» и «Arado» выпустили в общей сложности не менее 565 бомбардировщиков Не 177А-5. Наиболее важными подразделениями Люфтваффе, вооруженными Не 177, были группы KG 40 и KG 100. Первая из них в основном участвовала в сражениях за Атлантику, используя управляемые бомбы Hs 293, а оба подразделения были задействованы в операции «Steinbock»  серии ударов по Лондону, проведенных в первые недели 1944 года. Но эффективность этих атак была низкой.
Существовали многочисленные модификации, строившиеся в малом количестве, включая горстку машин с 50-мм противотанковой пушкой ВК 5 под носовой частью. Позднее на A-3/R5 установили 75-мм орудие, но построили
только пять таких самолетов. На нескольких машинах установили хвостовую турель с электроприводом, вооруженную парой пушек MG 151/20, а на планируемом серийном варианте Не 177А-6 использовали одну подобную турель или установку с четырьмя пулеметами MG 81. Шесть А-6 получили гермокабину, как и вариант A-5/R8. Позднее один самолет этого типа оснастили двумя дистанционно управляемыми турелями в носовой и хвостовой части. Один из последних среди многочисленных прототипов, V38 (на базе А-5), получил один огромный бомбоотсек для сверхмощной бомбы.

Не 177 Zerstorer был предназначен для уничтожения больших групп тяжелых бомбардировщиков и нес батарею из 33 неуправляемых ракет, а последним вариантом, выпущенным малой серией, стал А-7 с крылом увеличенного размаха. Его предполагалось оснастить двигателями DB 613 мощностью 3600 л. с. (2686 кВт), но их так и не сумели довести. Машина получила дополнительный запас топлива, и ею сильно интересовались японцы, предполагавшие наладить лицензионный выпуск варианта с четырьмя отдельными двигателями. Разработанный «Heinkel» Не 277 подобной конфигурации так и не получил официального одобрения и не вышел из стадии постройки прототипа.