Самолет Handley Page Hampden



Handley Page Hampden и Hereford разрабатывались одновременно с Vickers Wellington по спецификации В.9/32. Конструкция этих самолетов характерна для бомбардировщиков предвоенной поры.В 1932 году британское Министерство авиации сформулировало свои требования к экспериментальному двухмоторному дневному бомбардировщику в спецификации В.9/32. К проектированию самолетов согласно данной спецификации приступили компании «Bristol», «Gloster», «Handley Page» и «Vickers». Лучшими посчитали проекты двух последних фирм. Проект «Vickers» воплотился в Wellington, a «Handley Page»  в Н.Р.52 с экипажем из четырех человек.



Н.Р.52 спроектирован под руководством бывшего летчика ВВС Германии (ирония судьбы!) доктора Густава Лахманна. Самолет отличался сильно сужающимся к законцовкам крылом и ступенчатым переходом фюзеляжа в хвостовую балку с двухкилевым оперением. Необычная конструкция фюзеляжа позволила снизить массу планера и компактно разместить экипаж в узком, но высоком фюзеляже. Ширина фюзеляжа не превышала трех футов, что дало повод редактору «The Aeroplane» назвать Н.Р.52 «Летающим чемоданом», прозвище прижилось. Крыло расположили над бомбоот-секом. Изначально положительное V крыла составляло 2° 45потом его для повышения устойчивости увеличили до 6° 30'. Оригинальная силовая установка включала два мотора Bristol Pegasus IV, но в январе 1935 года их заменили на Pegasus XVIII с двухступенчатым нагнетателем. Пулеметные турели установлены в носовой части и сверху фюзеляжа на уровне крыла.

Полностью окрашенный в зеленый цвет, прототип Н.Р.52 (К4240) выполнил первый полет в Рэдлетте 22 июня 1936 года под управлением летчика-испытателя майора Дж.Л.Б.Х. Кордеса. На испытаниях прототип превысил заданные требования, он мог перевозить большую полезную нагрузку на большее расстояние и с большей скоростью. По скорости Н.Р.52 превосходил Wellington, а по маневренности почти не уступал Blenheim, поэтому заказ Министерства авиации от 29 января 1937 года на 180 самолетов по спецификации В.30/36 вполне логичен. В тот же день была подписана спецификация В.44/36 на постройку 100 самолетов с моторами Napier Dagger мощностью по 1000 л. с. (746 кВт) на заводе «Short & Harland» в Белфасте. Эти машины обозначались Н.Р.53, прототипом стал второй Н.Р.52 (L7271), который впервые поднялся в воздух 1 июля 1937 года.Министерство авиации все еще не могло выбрать для нового бомбардировщика наименование, хотя большинство склонялось к названию «Huntley». В конечном итоге, после долгих споров, Н.Р.42 назвали «Hampden», а Н.Р.53 — «Hereford». В августе 1938 года компания «Handley Page» получила дополнительные заказы на 75 самолетов для британских ВВС и 80 для ВВС Канады.

Первые Hampden поступили на вооружение 49-й эскадрильи из Скэмптона, Линкольншир, в сентябре 1938 года. На момент начала войны в сентябре 1939 года Hampden состояли на вооружении десяти эскадрилий и использовались, прежде всего, как дневные разведчики. Хотя Hampden обладал великолепными управляемостью и маневренностью, его недостатки стали очевидными после того, как германские истребители сбили 29 сентября 1939 года пять из 11 самолетов данного типа при выполнении разведки над бухтой Гельголанд. В силу компактного размещения экипаж был уязвим, а оборонительное вооружение недостаточно. Из-за этого было решено использовать Hampden преимущественно ночью. Стоявшие на Hereford моторы Napier надежностью не отличались, на земле они часто перегревались, а в полете, наоборот, чрезмерно остывали. Направленные вверх патрубки этих моторов делали для экипажа полет некомфортным. В марте 1940 года Hampden использовали в операции «Nickel» (рейды в глубинные районы Германии)  полеты с целью отработки штурманских навыков и сброса пропагандистских листовок.

С разработкой сбрасываемых с воздуха морских магнитных мин для Hampden нашлась оптимальная работа. До конца 1940 года Hampden 5-й группы Бомбардировочного командования выполнили тысячи полетов на постановку мин в германских водах. После такого успеха вновь предприняли попытку использовать самолеты днем, но она снова обернулась неудачей. После этого командир 5-й группы коммодор авиации Артур Харрис принял меры по усилению оборонительного вооружения в два раза. 12 самолетов Hampden из 61-й и 144-й эскадрилий выполнили первый налет британской авиации на Берлин в ночь с 25 на 26 августа 1940 года. Такие налеты продолжались до сентября 1942 года, когда последний вылет на Вильгельмсхафен выполнила канадская 408-я эскадрилья, оснащенная Hampden.

Хотя Hampden в роли дневного или ночного бомбардировщика устарел, его успех в качестве минного заградителя стимулировал командование на эксперименты по сбросу торпед, которые проводились в Госпорте. Испытания прошли успешно, самолет мог нести в бомбоотсеке одну торпеду MkXII, створки бомбоотсека несколько доработали. Торпедоносец получил обозначение Hampden ТВ Mk I. В апреле 1942 года 144-ю эскадрилью с ТВ Mk I и 455-ю австралийскую эскадрилью передали Береговому командованию. Обе эскадрильи перебросили в Льючерз, где экипажи отрабатывали удары торпедами, которые имитировали заполненные песком бетонные трубы, по целям у острова Мэй. Подразделения из этих двух эскадрилий привлекались к сопровождению северных конвоев, действуя с северных советских аэродромов. По завершении операции самолеты в октябре 1942 года передали СССР, а экипажи вернулись в Британию морем.

При формировании авиакрыльев в 1943 году торпедоносцы Torbeau заменили на Bristol Beaufighter.200 самолетов Hampden перегнали ницв Канаду экипажи Транспортного командования, там самолеты использовали как учебные. До конца 1943 года Hampden Met. Mk I вели разведку погоды.На двух Hampden установили моторы Wright R-1820 Cyclone, после чего они стали обозначаться Н.Р.62 Hampden Mk II. В серию данный вариант не передавался. Всего построено порядка 1500 еди-Hampden и 152 Hereford.