Самолет G4M2


За первые три месяца кампании на Тихом океане было потеряно около 200 самолетов G4M1, что ускорило модернизацию бомбардировщика «Betty». Летом 1942 года японская промышленность была на вершине своего развития и могла удовлетворить любые нужды военных. Появление более мощного двигателя Kasei 21, имевшего систему впрыска водно-метаноловой смеси на взлете и чрезвычайном режиме и комплектовавшегося четырехлопастным воздушным винтом, позволило создать модернизированный вариант самолета G4M2.



Отличительными особенностями новой модификации стали крыло большей толщины с ламинарным профилем и закругленными закон-цовками, дополнительный топливный бак в фюзеляже, возросшая с 9500 кг до 12 500 кг взлетная масса, увеличенная площадь вертикального оперения и другие изменения. Также увеличили площадь остекления носовой части самолета, добавили плоское окно бомбо-прицела, а также установили в окнах по бокам носовой части два дополнительных 7,7-мм пулемета Туре 92 с ручным наведением. Был заменен надфюзеляжный блистер с пулеметом стрелковой установки башенного типа с электроприводом, в которой установили 20-мм пушку Туре 99 (стрелок располагался стоя на фиксированной платформе). В июле 1943 года на серийных G4M2 изменили форму створок бомболюка  они теперь втягивались внутрь, а также увеличили его емкость.

Нехватка двигателей Kasei 21 заставила продолжить параллельный выпуск модели G4M1, причем именно на этом самолете адмирал Исороку Ямамото отправился 18 апреля 1943 года из Рабаула в Кахили на острове Бугенвиль (Соломоновы острова) для проведения рекогносцировки. Однако факт данного полета был вскрыт американской разведкой — в том числе благодаря «взломанному» японскому шифру, что позволяло американцам читать японские шифрограммы. Группа самолетов Lockheed Р-38, оснащенных дополнительными топливными баками, вылетела на перехват самолета со знаменитым японским командующим и сбила его, адмирал погиб. Останки самолета G4M1, на котором летел Ямамото, до сих пор лежат где-то в джунглях.


В 1943 году завод в Окаяме перешел на выпуск G4M2, данное предприятие и завод в Нагое строили самолеты Model 22А с двумя 20-miv бортовыми пушками вместо пулеметов Туре 92, а также самолеты Model 22В, на которых устанавливались только пушки Model 2 с ленточным питанием. Позже в том же году начался выпуск G4M2a с усовершенствованными двигателями МК4Т Kasei 25 мощностью по 1850 л. с. (1380 кВт) и выпуклыми створками бомболюка. На самолетах были прежние варианты вооружения, а на модификации Model 24С центральную носовую пушку заменили на 13-мм пулемет Туре 2. В конце года часть серийных G4M оснастили РЛС типа ASV (для обнаружения надводных целей). К середине 1944 года G4M1 стали снимать с фронта, используя преимущественно в качестве учебных, транспортных и морских разведывательных, около 30 самолетов в конце войны были переданы летчикам-камикадзе. Превосходство союзной авиации на Тихом океане было столь значительным, что к концу 1944 года потери среди вылетавших на задание G4M составляли не мене 39%.



В августе 1944 года военно-мор-ские офицеры предложили использовать модифицированные G4M в качестве носителей самоле-тов-снарядов MXY7 Ohka, которыми управляли летчики-камикадзе. Около 120 бомбардировщиков G4M2a были переоборудованы в носители самолетов-снарядов  с них демонтировали створки бом-болюка и установили специальные крепления. Такие самолеты получили обозначение G4M2e (Model 24J), они были тяжелее и до сброса самолета-снаряда отличались плохой управляемостью, что делало их легкой мишенью для истребителей союзников. 21 марта 1945 года во время первого масштабного налета с участием Ohka все 16 самолетов-носителей G4M2e из 721-й авиагруппы были сбиты противником еще до подхода к рубежу атаки.


К концу 1942 года компания «Mitsubishi» приступила к переработке G4M с целью снижения уязвимости самолета. В итоге появился G4M3, облетанный в январе 1944 года и отличавшийся хорошей защитой топливных баков меньшей емкости, размещенных в крыле однолонжеронной конструкции, и сильной бронезащитой экипажа. Самолет также имел хвостовую стрелковую установку, которая имела два типа остекления. Фюзеляж был укорочен, поэтому для сохранения центровки самолета стабилизаторам горизонтального оперения придали положительный угол атаки. Самолет получил обозначение G4M3a Model 34А. А в январе 1945 года появилась последняя версия «Betty»  G4M3 Model 36 с турбокомпрессорами. Было построено только три таких самолета, которые на момент окончания войны все еще находились в стадии летных испытаний. За свою карьеру «Betty» успел послужить в роли эскортного истребителя, бомбардировщика, учебного и разведывательного самолетов и находился на фронте с первого дня войны до последнего.