Самолет Fairey Gannet


Британский Fairey Gannet не отличался внешним изяществом и с самого начала создавался в качестве противолодочного самолета корабельного базирования. По спецификации GR. 17/45 на самолет ПЛО корабельного базирования компания «Fairey» разработала двухмоторный самолет. Первоначально обозначенный Type Q, он оснащался двумя ТВД Armstrong Siddeley Mamba, составлявшими единый агрегат  ASMD. 1 Double Mamba 100  мощностью 2950 л. с. Два небольших двигателя работали через общий редуктор на соосные воздушные винты противоположного вращения, и это позволяло совершать крейсерский полет на одном работающем двигателе.


Работы по Type Q были начаты в 1945 году, в следующем году компания представила проект двухместного, оснащенного РЛС самолета ПЛО и в августе того же года получила контракт на постройку двух опытных машин.Самолет имел достаточно вместительный фюзеляжный отсек вооружения и антенну РЛС в убираемом подфюзеляжном обтекателе в хвостовой части машины. Крыло  со складывающимися консолями, с двумя линиями складывания. Первый опытный Type Q был облетан 19 сентября 1949 года.В 1949 году Адмиралтейство пересмотрело спецификацию GR. 17/45  экипаж был увеличен до трех человек (добавился оператор РЛС), также увеличили объем отсека вооружения, в котором разместили радиогидроакустиче-ские буи. Второй опытный самолет совершил первый полет 6 июля1950    года, в то же время на первой машине установили обтекатель, имитировавший фонарь трехместного варианта, обтекатель РЛС подвинули несколько вперед и добавили два дополнительных киля на стабилизаторе для улучшения продольной устойчивости.После сравнительных испытаний в октябре 1950 года, в которых приняли участие конкуренты Blackburn YB.1 и Short SB.3, проект «Fairey», названный Gannet, был признан победителем конкурса, и в марте 1951 года компания получила контракт на выпуск 100 машин. Ранее, в июне 1949 года, был заказан третий опытный самолет, который стал предсерийным, полностью соответствовал требованиям обновленной спецификации и совершил первый полет 10 мая 1951    года.

Серийный Gannet AS.Mk 1  первый облетан в июне 1953 года  мог вооружаться самона-водящимися торпедами, глубинными бомбами, минами или обычными бомбами общей массой до 907 кг. Также имелись осветительные ракеты и специальные маркеры, в отсеке вооружения находились радиогидроакусти-ческие буи, а на подкрыльевых узлах подвески  по четыре под каждой консолью  подвешивали 24 НАР. В марте 1954 года был начат этап опытной эксплуатации самолета, к декабрю звено 703Х успешно его завершило (самолеты проходили испытания на борту авианосцев «Альбион» и «Илластриес»), Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стала 826-я эскадрилья, приписанная к АВ «Глори» и летавшая ранее на Firefly AS.Mk 6. Она прошла перевооружение на Gannet AS.Mk 1 в январе 1955 года на авиабазе ВМС Ли-он-Солент, в июне была приписана к АВ «Игл», а уже в ноябре — расформирована. Затем на новые машины были перевооружены пять других противолодочных эскадрилий — 824-я, 820-я, 825-я, 812-я и 815-я (авианосцы «Арк Ройял», «Альбион», «Булварк», «Центавр» и «Игл»). Еще одна эскадрилья, 847-я, дислоцировалась на берегу в районе Никосии и решала задачи противолодочного патрулирования у побережья Кипра.Учебный вариант AS.Mk 1, обозначенный Т.Мк 2, первым поступил в 1955 году в 737-ю эскадрилью
учебного подразделения на авиабазе Эглинтон. Вскоре после него на вооружение поступил вариант AS.Mk 4, оснащенный силовой установкой ASMD.3 Double Mamba 101 мощностью 3035 л. с. Поставки AS.Mk 4 британским ВМС начаты осенью 1956 года, всего флот получил 181 самолет AS.Mk 1 и 74 самолета AS.Mk 4.

Первой на AS.Mk 4 перевооружилась 824-я эскадрилья в Кал-дроузе в октябре 1956 года, затем настала очередь 814-й, 815-й, 825-й и 810-й эскадрилий. На счету последней  финальная боевая служба противолодочных Gannet, выполненная на борту АВ «Центавр». 12 июля 1960 года эскадрилья была официально расформирована, к тому времени роль самолета ПЛО перешла к Whirlwind HAS.Mk 7.Вариант AS.Mk 4 находился в эксплуатации до середины 1970-х годов, решая задачи подготовки специалистов РЭБ и обеспечивая испытания различного оборудования. Самолеты оснащались РЛС и средствами РЭБ, с мая 1958 года состояли на вооружении 831-й эскадрильи (Калдроуз). С 1960 года самолеты РЭБ Gannet получили обозначение AS.Mk 6, причем неофициально два самолета именовались как «ЕСМ.Мк 4» и «ЕСМ. Мк 6».

Часть AS.Mk 4 эксплуатировалась в качестве самолетов обеспечения корабельного базирования, но к 1972 году их сняли с вооружения.Первым экспортным заказчиком Gannet стали австралийские ВМС  они приобрели 55 самолетов AS.Mk 1 и три Т.Мк 2 (приписаны к АВ «Мельбурн»), которые находились на вооружении до 1967 года. На смену им пришли S-2E Tracker. ВМС ФРГ приобрели в 1956 году 15 самолетов Gannet AS.Mk 4 и один Т.Мк 5. Самолеты были включены в состав 1-й авиационной эскадры ВМС, базировались в Шлезвиге и решали задачи по противолодочной обороне балтийских проливов. В июне 1966 года самолеты начали постепенно заменять на Atlantic.Индонезийские ВМС приобрели 16 самолетов Gannet AS.Mk 4 и два Т.Мк 2, они также базировались на берегу. Последние машины были сняты с вооружения в начале 1970-х годов.

В ответ на требования британских ВМС к новому самолету ДРЛО  на замену Skyraider AEW.Mk 1  компания «Fairey» разработала Gannet AEW.Mk 3, совершивший первый полет 20 августа 1958 года. Самолет получил двигатель ASMD.8 Double Mamba 112 мощностью 3700 л. с., фюзеляж был перепроектирован  кабина располагалась в районе передней кромки крыла и вмещала двух наблюдателей/операторов РЛС, которые располагались плечом к плечу лицом вперед. Под фюзеляжем размещалась антенна РЛС AN/APS-20F  взамен отсека вооружения, в начале 1970-х годов ее заменили на модернизированный вариант AN/APS-20F(I).В августе 1959 года в Калдроузе была сформирована опытная эскадрилья 700G, в феврале 1960 года ее переименовали в звено «W» 849-й эскадрильи. В составе последней было создано несколько звеньев  по три самолета ДРЛО в каждой, причем к каждому авианосцу были приписаны свои звенья. После того как британцы списали последний «стандартный» авианосец «Арк Ройял», 15 декабря 1958 года расформировали и эскадрилью.