Самолет DOUGLAS SBD DAUNTLESS


Douglas SBD был востребован в ВМС США и в новозеландских ВВС, но в ВВС Армии США, где он обозначался как А-24 Banshee, его заслуги были скромнее, а британские ВВС и вовсе от него отказались. Самолет SBD-6 Dauntless представлял собой моноплан цельнометаллической конструкции, поверхности управления которого имели полотняную обшивку. Свободнонесущее крыло самолета  низкорасположенное, трапециевидное, в корневой части имело профиль NACA 2415, а в районе отъемных частей  NACA 2409. По всей задней кромке крыла размещались тормозные щитки, имевшие перфорацию,  три ряда сквозных отверстий. Щитки под центропланом и нижние секции щитков под консолями отклонялись вниз, а верхние секции  соответственно, вверх. Кроме того, все нижние секции работали на взлете и посадке как закрылки. Фюзеляж самолета представлял собой монокок овального сечения, выполнялся из дюралюминия и технологически делился на четыре секции. Экипаж располагался в кабине, полностью закрытой плексигласовым фонарем с лобовым бронестеклом и бронеспинкой. Под фюзеляжем был расположен бомбодержатель для бомб массой до 454 кг, по одному держателю имелось под каждой консолью крыла.

Всепрощающая машина

Летавшие на Dauntless летчики достаточно хорошо отзывались о своей машине, прощавшей им многочисленные ошибки. Но у машины имелась тенденция к сваливанию во время глубоких разворотов. Во время бомбардировки с пикирования летчики заходили на цель на высоте 4570-6095 м, занимали позицию практически почти над головой противника и затем направляли нос вниз и раскрывали тормозные щитки. Самолет пикировал на цель, причем скорость пикирования даже при угле более 70° росла медленнее, чем можно было ожидать. Прицеливание при бомбометании летчик осуществлял при помощи прицела (начиная с SBD-5, устанавливался прицел типа Mk VIII  предыдущий имел тенденцию к запотеванию при пикировании), просто наводя самолет на цель. Сброс бомб осуществлялся нажатием красной кнопки с литерой «В» на ручке управления, сброс можно было осуществлять по одной бомбе или все сразу.


В среде летчиков авиации ВМС США ходили рассказы, что пилоты пикирующих бомбардировщиков зачастую как бы «очаровывались» целью, теряли сосредоточенность и потому либо промахивались, сбрасывая бомбы, либо же и вовсе забывали сбросить их. После сброса бомб, вспоминали летчики, Dauntless становился «очень легким в управ-
лении». Впрочем,управляемость машины в полете и так была хорошей, равно как и обзор пилота из кабины. Живучесть машины тоже вызывала восхищение  часто Dauntless возвращались на авианосец буквально изрешеченными.
ВВС Армии США присвоили Dauntless, принятым на вооружение своих подразделений, обозначение А-24 Banshee. В январе
1941 года ВВС Армии США разместили заказ на 78 самолетов А-24, которые были в целом идентичны модификации SBD-3 для ВМС США, исключая оборудование для посадки на палубу. Кроме того, в вариант сухопутного базирования были переоборудованы еще 90 самолетов SBD-3 из заказа ВМС США  они поступили в ВВС Армии США как SBD-ЗА («А»  от Армия). Вскоре ВВС Армии США заказали еще 100 самолетов А-24А, идентичных в целом SBD-4, и 615 самолетов А-24В, идентичных SBD-5, но выпущенных на заводе «Douglas» в Тулсе, штат Оклахома.

Banshee на службе

А-24 входили в состав 27-й бомбардировочной группы на Новой Гвинее и 531-й истребительнобомбардировочной эскадрильи на острове Макин. Однако летчики ВВС Армии США с трудом противостояли агрессивной тактике японских истребителей. Причем, если в морской авиации стрелки действовали весьма эффективно (один экипаж флотского SBD сбил за два дня семь Mitsubishi Zero), то в случае с А-24 он оказался менее полезен. Потери были столь значительны, что самолеты быстро сняли с фронта. Военные историки и эксперты склонны считать, что менее успешные  по сравнению с морскими летчиками  результаты применения Dauntless в авиации Армии США связаны с меньшим опытом армейских летчиков и их менее высоким боевым духом. В июле 1943 года 25-я эскадрилья новозеландских ВВС получила 18 самолетов SBD-3 из запасов КМП США, позже она получила 27 самолетов SBD-4 и 23 SBD-5 и принимала активное участие в боевых действиях на острове Бугенвиль. Еще один зарубежный эксплуатант Dauntless  морская авиация ВМС Свободной Франции. Флотилии 313-я и 4В получили самолеты А-24 и SBD-3  осенью 1944 года они дислоцировались в Агадире, Марокко. Во Франции они активно действовали против отступающих немецких войск и воевали вплоть до окончания войны в Европе. Другие флотилии, 3-я и 4-я, воевали на SBD-5 в Индокитае в 1947 1948 годах, а последней самолеты сняла с вооружения школа летчи-ков-истребителей в марокканском Мекнесе (1953 год).

Великобритания приобрела девять SBD-5  они получили обозначение Dauntless DB.Mk I. Но к тому времени (1944 год) самолет считался уже слишком медленным, а его силовая установка  слабой. Британские летчики также считали, что Dauntless слишком подвержен различным поломкам, слишком шумный и имеет ряд других недостатков. В 1947 году американские А-24 переобозначи-ли в F-24, а до 1950 года эксплуатировались беспилотная мишень QF-24A и самолет управления QF-24B.Несколько А-24В после войны попали в мексиканские ВВС, последние были списаны в 1959 году. мощностью по 2000 л. с., самолет развивал на уровне моря скорость не менее 600 км/ч и представлял собой весьма эффективное средство для борьбы с наземными и надводными целями. Впрочем, признание пришло к Invader на Тихоокеанском ТВД не сразу. К примеру, командующий 5-й ВА генерал Дж. Кенни, посчитавший самолет не особо приспособленным для «работы» на малых высотах, выступил против перевооружения с А-20 на А-26. Однако процесс перевооружения не прервался, и в некоторых частях А-26 даже заменил В-25. Самолеты поступили на вооружение 3-й, 41-й и 319-й бомбардировочных групп ВВС Армии США и принимали участие в операциях на Формозе (Тайвань), Окинаве и в самом «сердце» Императорской Японии.


Война в Корее

Война в Корее, которая началась 25 июня 1950 года, стала новым этапом боевой службы Invader. Неприхотливость, высокая эффективность и боевая нагрузка В-26 Invader (новое обозначение получено в 1947 году) оказались кстати на этом ТВД. В-26 применялся против танков и автоколонн противника, а также привлекался к нанесению бомбоштурмовых ударов с больших высот. В-26В и В-26С, отличавшийся остеклением в носовой части, также решали задачи по атаке транспортных артерий и линий снабжения противника в ночное время. 3-я, 17-я, 47-я и 452-я бомбардировочные группы ВВС США, вооруженные В-26, приняли самое активное участие в корейской войне. 67-е тактическое разведывательное авиакрыло
имело на вооружении RB-26C, отличавшиеся надфюзеляжны-ми турелями, и привлекало их к ведению фоторазведки. В целом в Корее самолеты Invader относительно эффективно применялись в различных боевых сценариях, включая нанесение ударов с малы высот, и даже записали на свой счет несколько сбитых в воздушных боях китайских МиГ-15.

Основным зарубежным эксплуатантом Invader стали ВВС Свободной Франции, получившие 180 самолетов В-26В, В-26С и RB-26C. Большая их часть позже применялась в войне в Индокитае противостояние французской армии и Вьетминя в 1946-1954 годах. Это стало очеред ным испытанием для В-26, которым пришлось воевать в тяжелых условиях тропиков. Кульминацие: стала осада Дьенбьенфу  Invadei бомбили позиции противника. Французские летчики высоко оценили Invader за их неприхотливость, высокую огневую мощь и простоту пилотирования, а в 1956-1962 годах им вновь пришлось воевать  уже в Алжире.По состоянию на 1961 год Invader состояли на вооружении в 21 стране мира, преимущественно в Латинской Америке, но были также в числе эксплуатантов Конго и Индонезия. Неудачная попытка десанта на Кубу  военные действия в заливе Свиней  единственный случай, когда В-26 воевали на обеих сторонах.

Пилотирование Invader

По оценке летчиков пилотирование А-26 было полезным опытом. «Это было изящно, мощно и незабываемо», — вспоминал подполковник Клиффорд Эрли, воевавший на А-26С в Европе в составе 416-й бомбардировочной группы. Трехопорное шасси с широкой колеей обеспечивало А-26 хорошую управляемость на земле, и хотя на разбеге он немного зарывался, как вспоминал Эрли, особенно с полной боевой нагрузкой. «После сброса бомб самолет превращался в настоящий истребитель  и по скорости, и по маневренности,  пишет Эрли.  По нашей оценке, на определенных высотах и при определенных условиях мы даже превосходили Bf 109. Я ни разу не слышал, чтобы А-26 стал жертвой истребителя  мы могли просто оторваться от него, либо развернуться и вступить в бой».