Самолет De havilland canada dhc 2 Beaver


Универсальный Beaver чувствовал себя превосходно как в песках, так и в снегу, поэтому быстро стал одним из любимых самолетов военных эксплуатантов. Последних привлекали надежность машины и ее отличные взлетно- посадочные характеристики. Компания «de Havilland Canada» (DHC) изначально делала ставку на DHC-2, с помощью которого она намеревалась завоевать послевоенный рынок легких транспортных самолетов, предназначенных для добывающих и лесорубных компаний Северной Канады.


Значительная часть работы по Beaver была завершена еще до окончания Второй мировой войны  проектирование велось под руководством главного конструктора DHC В. Якимука и специалиста по аэродинамике В. Степневски. Разработка несколько затормозилась ввиду приоритетного значения проекта DHC-1 Chipmunk и активно возобновилась в 1946 году. Главным специалистом по вопросам аэродинамики к тому времени стал Р. Д. Хискокс, который выступил с инициативой доработки конструкции машины, включая применение однолонжеронного крыла с одним подкосом. Взлетно-посадочные характеристики самолета были улучшены за счет применения более совершенной механизации крыла. При помощи специалистов «Ontario Provincial Air Service» были также спроектированы фюзеляжные топливные баки, обеспечивающие более легкий доступ, люки в полу кабины, более широкие двери и т.п.

Ввиду того, что разработчик изначально ориентировался преимущественно на грузовой характер работы нового самолета, обеспечение взлета и посадки на короткие ВПП и применение мощного и надежного двигателя Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior, то получился самолет, вызвавший активный интерес со стороны военных эксплуатантов. 15 января 1947 года из цеха был выкачен первый DHC-2, имевший простую цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой, способную выдерживать перегрузки до +3,5 g. Фюзеляж  полумонококовой конструкции, с усиленным полом кабины для перевозки тяжелых грузов. Восемь пассажирских мест выполнялись быстросъемными, попасть в грузо-пассажирскую кабину можно было через две большие двери.

В июне 1949 года серийный DHC-2 был показан командованию ВВС США  на тот момент Beaver уже был приобретен Канад ской королевской конной полицией и Пограничной охраной США. Демонстрация самолета проходила на авиабазе Элмендорф, штат Аляска, где такие машины были востребованы Поисково-спасательным командованием ВВС. Однако закупка 22 машин сорвалась из-за закона «Покупай американское» (Buy American Act), запрещавшего приобретение военными в мирное время зарубежной техники без проведения конкурса. После проведенных в декабре 1950 года сравнительных испытаний в Райт-Филд, штат Огайо, Beaver «переиграл» остальные 13 представленных машин, включая Helio Courier. В мае 1951 года Beaver вновь вышел победителем из аналогичных испытаний, проводившихся Армией США в Форт-Брэгге, штат Северная Каролина.

После принятия соответствующих законодательных поправок Минобороны США удалось закупить шесть самолетов YL-20 Beaver — под таким обозначением приобретались стандартные DHC-2, выпускавшиеся на заводе в Даунсвью. Впоследствии закупавшиеся американскими военными Beaver получили обозначение L-20A (с 1962 года - U-6A) и отличались составом БРЭО, расстановкой кресел в кабине и наличием четырех панелей остекления в крыше кабины. Было выпущено 648 самолетов типа L-20A/U-6A, которые могли перевозить до 7 пассажиров или одного носилочного раненого при одном сопровождающем. Также были приобретены шесть L-20B (затем U-6B), в целом идентичные L-20A, но с некоторым изменением в составе БРЭО. Самолеты активно применялись в Корее и Вьетнаме, причем как с колесным, так и с поплавковым шасси, а также с высокой эффективностью эксплуатировались на Аляске — в этом случае с лыжным шасси. Последний Beaver был передан Армии США в 1960 году, несколько самолетов были при этом переданы Школе летчиков-испытателей ВМС США в Патук-сент-Ривер, штат Мэриленд. Доля DHC-2, выпущенных для Минобороны США, составила более половины выпущенных Beaver.

Успех эксплуатации L-20/U-6 в ВС США привел к тому, что активный спрос на DHC-2 Beaver возник со стороны военных других стран. Самолет поступил на вооружение Аргентины, Великобритании, Ганы, Доминиканской Республики, Замбии, Камбоджи, Кении, Колумбии, Кубы, Лаоса, Нидерландов, Новой Зеландии, Омана, Перу, Филиппин, Финляндии, Франции, Чили, Южной Кореи и Южного Вьетнама. Австралийские ВВС успешно применяли Beaver в Антарктике, причем в его честь экипажи назвали ледник на Южном полюсе, а также озеро и остров в Антарктике. Антарктический авиаотряд новозеландских ВВС также эксплуатировал один Beaver наряду с Auster Т.7С, которые обеспечивали работу Трансантарктической экспедиции Британского Содружества. Auster был потерян в 1959 году, a Beaver разбился в следующем году. Вторым крупнейшим военным эксплуатантом стала Великобритания, заказавшая 41 самолет Beaver AL.Mk 1 для армейской авиации и эксплуатировавшая их буквально по всему миру, хотя наиболее запомнились они по работе в Северной Ирландии, где летали до 1990 года.