Самолет CURTISS SB2C HELLDIVER


Helldiver считается самым лучшим пикирующим бомбардировщиком американцев периода Второй мировой войны. Но популярностью у летчиков он никогда не пользовался, несмотря на многочисленные победы на Тихом океане.
Самолеты SB2C-1 начали поступать в 9-ю эскадрилью (VS-9) в декабре 1942-го, через два года после испытаний первого прототипа и за 11 месяцев до признания самолета боеготовым.В 1943-1945 годах в западной части Тихого океана действовали 30 бомбардировочных эскадрилий ВМС США, вооруженных Helldiver; они базировались на 13 авианосцах и 12 новейших кораблях меньшего водоизмещения типа «Эссекс». Номера этих эскадрилий были от VB-1 до VB-20, от VB-80 до VB-88 и VB-94.



Первые боевые вылеты выполнили самолеты Helldiver из эскадрильи VB-17 с авианосца «Банкер Хилл». 17-ю эскадрилью перевооружили на Helldiver в начале 1943 года, ее летный состав отнесся к этому без энтузиазма. Несколько экипажей погибли в авиакатастрофах, зашла речь о возвращении проверенных Douglas SBD. Но 11 ноября 1943 года удар по базе японцев в Рабауле (Новая Гвинея) эскадрилья VB-17 нанесла на SB2C. Были потеряны четыре самолета  один разбился при взлете, один сбили японские истребители, один зенитки, еще один, получивший боевые повреждения, столкнули за борт после посадки на авианосец. Первая «командировка» VB-17 на авианосце «Банкер Хилл» завершилась 4 марта 1944 года. Самолет SB2C проверили в боях, в дальнейшем его усовершенствовали, круг выполняемых задач расширили.

Первое сражение в Филиппинском море (захват Марианских островов) произошло в середине 1944 года. В нем участвовали пять эскадрилий SB2C-1/1C, всего 174 самолета. На следующий день после «избиения при Марианнах» (19 июня Hellcat сбили более 350 японских самолетов) был нанесен решающий удар по японскому флоту. Среди 226 самолетов, атаковавших японские корабли, были 52 Helldiver. Результаты удара признали успешными. На свои авианосцы не вернулись восемь Helldiver. Причинами потери большинства бомбардировщиков стали полная выработка топлива и аварии при возвращении. Летчики испытывали сложности с нахождением своих авианосцев в темноте и часто вообще не имели опыта ночных посадок на палубу.

К началу сражения в заливе Лейте (осень 1944 года) на смену SB2C-1 прибыли самолеты SB2C-3. Helldiver признали эффективным оружием. SB2C-3 хорошо зарекомендовал себя, хотя количество летных происшествий, особенно при посадке, не уменьшилось. Аварийность самолетов SB2C оставалась самой высокой в ВМС США.Из-за продолжающихся проблем с уцелевшими SB2C в эскадрильях VB-10 и VB-16, действовавших на Сайпане, командующий 58-м оперативным соединением вице-адмирал Марк Митчер предложил перевооружить эскадрильи на самолеты компании «Douglas». Однако в июле самолет Dauntlessбыл снят с производства, и Helldiver стал безальтернативным.Конечно, поздние варианты имели огромные отличия от первых модификаций SB2C.«Зверь», как его еще называли, остался в ВМС США. Восемь эскадрилий Helldiver в октябре сражались в заливе Лейте, где были потоплены четыре японских авианосца. SB2C наносили удары по Формозе, Филиппинским островам. Рейды на Филиппины стали особенно частыми в ноябре.

После боя в заливе Лейте количество пикирующих бомбардировщиков на авианосцах уменьшилось: в феврале 1945 года из 1000 самолетов 58-го соединения лишь 135 были Helldiver. Тем не менее они свою работу выполняли. В боях за Окинаву с апреля по июнь приняло участие 11 эскадрилий SB2C-3/4.7 апреля союзники совершили последний крупный налет на японский флот в открытом море, в нем задействовали четыре эскадрильи Helldiver. Одним из результатов операции стало потопление линкора «Ямато».

На 15 августа 1945 года на Тихом океане находились девять эскадрилий SB2C-4/4E, всего же в 48 эскадрильях ВМС США состояло более 700 Helldiver.Эскадрильи Helldiver КМП США ограниченно использовались в боевых действиях с июня 1945 года. Эскадрилья VMSB-244 была вооружена изъятыми у ВВС Армии США самолетами А-25А и поддерживала войска на Филиппинах. Helldiver морской пехоты действовали на Маршалловых островах. К окончанию войны с Японией западнее Гавайских островов дислоцировались пять эскадрилий КМП США, вооруженных Helldiver.Малоизвестной страницей в истории Helldiver на Тихом океане остается их участие в воздушных боях. Между тем экипажи SB2C записали на свой счет 44 подтвержденные победы и 14 вероятных побед. Наибольших успехов добился лейтенант Роберт Паркер из эскадрильи VB-19 с авианосца «Лексингтон», сбивший в конце 1944 года три японских истребителя.На Curtiss Helldiver возлагались большие надежды, но по своим данным самолет не превзошел Douglas Dauntless. Преимуществом Helldiver считалось наличие складывающихся консолей крыла, за счет чего на авианосце удавалось разместить большее число машин.