Самолет Languedoc SUD-EST



Спроектированный еще перед Второй мировой войной, Languedoc стал весьма совершенным самолетом для своего времени. Однако на момент начала выпуска в 1945 году он уже не мог соперничать с Lockheed Constellation и Douglas DC-6. Ни один из самолетов Languedoc до наших дней не сохранился. Многие нелестно отзываются о нем, сравнивая с Lockheed Constellation, но это не совсем правильно. Конечно, Languedoc не имел шасси с носовой опорой, как у Constellation, но в чем-то он был даже более совершенным, чем L-049, да и работа над обеими машинами была начата в одно и то же время  в 1937 году. Причем Constellation был облетан в январе 1943 года, a Bloch S0.160 («Bloch» принадлежала с 1936 года «Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Ouest») впервые поднялся в воздух в конце 1939 года.


Изначально предназначавшийся для применения в колониях, SO. 160 представлял собой четырехмоторный 20-местный авиалайнер, специально приспособленный под нужны компании «Air Afrique». Машина была надежная и простая в эксплуатации, пригодная к использованию в суровых климатических условиях. Самолет оснащался четырьмя двигателями Hispano Suiza V-12 мощностью по 720 л. с., которые обеспечивали SO. 160 крейсерскую скорость полета 310 км/ч, максимальную скорость полета 355 км/ч и дальность полета 1700 км.
В результате небольшой доработки получился вариант SO. 161 с увеличенной пассажировмести-мостью до 30-33 человек и экипажем из пяти человек; первый полет состоялся в сентябре 1939 года. Самолет был на 2 м длиннее S0.160, имел большее крыло, двухкилевое оперение и оснащался четырьмя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14N мощностью по 900 л. с. Крейсерская скорость выросла до 365 км/ч, а максимальная  до 430 км/ч.



После падения Франции программу S0.161 не закрыли, но работы по ней существенно замедлились. Лишь 20 самолетов, получивших обозначение SO. 161 Bordeaux, были заказаны компаниями «Lufthansa» и «Air France». Впрочем, бомбардировки завода «Sud-Est» (бывшая «Dewoitine») в Тулузе, куда перевели производство SO/SE.161, и саботаж рабочих привели к тому, что до конца войны из цеха не вышел ни один самолет Languedoc. Прототип S0.161, однако, поступил в
эксплуатацию  он использовался для перевозки маршала Петена и адмирала Лаваля.После прихода к власти нового правительства на самолет были размещены новые заказы, исполнителем была назначена компания «Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Est». Самолет, получивший новое обозначение SE.161 и имя Languedoc, в количестве 40 машин был заказан «Air France». Первый серийный SE.161 получил регистрацию F-BATA; первый полет состоялся 17 сентября 1945 года с аэродрома Тулуза-Бланьяк. Самолету присвоили имя Languedoc в честь региона Лангедок, в котором находится Тулуза, и в честь Анри Франсуа Лангедока  знаменитого французского аса времен Первой мировой войны.

Первый SE.161 получил звездообразные двигатели Gnome-Rhone (14Ы-44и 14N-45) мощностью по 900 л. с. (или взлетной мощностью по 1150 л. с.). Ранние серийные машины уже оснащались двигателями Gnome- Rhone 14N 24/28 мощностью по 1220 л. с. После освобождения от нацистов рабочие завода в Тулузе приступили к работе с удвоенной энергией, и 6 января 1946 года заказчику поставили уже 13-й самолет. Второй серийный самолет, F-BATB, совершил из Ле Бурже первый пробный полет по маршруту в апреле 1946 года, а в июне 1946 года самолет поступил в регулярную эксплуатацию «Air France», заменив построенные по лицензии Ju 52/3m. По заказу французского правительства и «Air France» было построено 46 самолетов  с регистрационными номерами от F-BATA до F-BATZ (25 машин), и от F-BCUA до F-BCUZ (21).

Базовая модификация испытывала ряд проблем, самые главныекасались механизма выпуска/уборки шасси и силовой установки.В начале 1947 года самолеты получили новые двигатели  Pratt & Whitney 1830 SIC3-G Wasp мощностью по 1220 л. с. и новое обозначение SE.161/P7. Пять самолетов с ноября 1947 года были модифицированы в грузовой вариант, а часть машин получили салоны только второго класса  на 44 кресла.21 марта 1947 года компания «Sud-Est» получила экспортный заказ  польская авиакомпания LOT заказала пять машин, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N 54/55, затем замененными на Gnome-Rhone 14N 68/69. Самолеты поступили в эксплуатацию в1948    году, принеся французской компании 60 млн франков, а в1949    году вернулись во Францию для ремоторизации на двигатели Pratt & Whitney.К апрелю 1952 года было выпущено 85 самолетов: 40 машин для «Air France», пять  для LOT, 19  для ВВС Франции, 15  для авиации ВМС Франции, а еще шесть остались у производителя и были переданы правительственным организациям. Даже несмотря на то, что «Air France» в том же году приступила к выводу самолетов из эксплуатации, выпуск самолетов продолжался. Большая часть снятых с авиалиний «Air France» самолетов была передана в другие авиакомпании.

К примеру, три машины поступили в «Air Atlas», одна  в «Air Tunis», две  в «Air Transport», пять  в испанскую «Aviacion у Comercio» («Aviaco»), а испанская «Iberia» приобрела один самолет. Египетская «Misrair» приобрела четыре машины, компания «Air Liban»  три (один  от «Misrair»), причем минимум один самолет затем был передан новой компании МЕА, сформированной путем преобразования «Air Liban» в 1963 году. Вероятно, это был последний гражданский Languedoc, находившийся в эксплуатации («Aviaco» сняла с эксплуатации свой последний самолет в 1961 году).

Военная карьера Languedoc была непродолжительной в составе ВМС и ВВС Франции. Морская авиация использовала Languedoc в качестве дальних транспортных и связных, всего было получено 25 самолетов. 15 самолетов поступили в эскадрилью 31S, дислоцированную в Париж-Орли и затем в Ле Бурже, а еще два самолета приняла эскадрилья 10S (Кюер). Остальные машины поступили в эскадрилью 56S (Агадир), где использовались в качестве учебных для подготовки летного состава и отличались подфюзеляжным обтекателем и удлиненной носовой частью. Шестнадцать SE.161R, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14R и четырехлопастными воздушными винтами, использовались ВВС Франции (ЕТII/61 «Магпе») в 1951-1956 годах, а еще три применялись для экспериментальных и опытных целей. Девять самолетов из ЕТ 61 были списаны 12 декабря 1955 года, остальные пять  9 февраля 1956 года. На смену им пришли Breguet 763 и Breguet 765 Sahara.

Последний вариант Languedoc, SE.161/P7S, был поисково-спаса-тельным самолетом, восемь машин были переоборудованы с 1954 года из самолетов, снятых с эксплуатации «Air France». Оборудованные гондолой для наблюдателя внизу носовой части машины и поисковой РЛС внизу средней части фюзеляжа, самолеты эксплуатировались в желто-голубой окраске и входили в состав 99-й эскадрильи (EARS 99) ВВС Франции, дислоцированной в Мейсон Бланш, Алжир. Причем самолеты несли гражданскую регистрацию. Большинство из них списали в марте 1960 года, но один находился в эксплуатации до января 1961 года.Последним же летающим Languedoc была летающая лаборатория (№81, F-ZWRF), приписанная к Казо. Данный самолет сняли с эксплуатации в конце 1964 года.Ни один из самолетов данного типа не избежал гильотины заводов по утилизации самолетов.