Самолет И-153





Результаты воздушных боев в Испании были истолкованы в СССР как доказательство многих преимуществ истребителей-бипланов, дающих этому классу машин право на дальнейшее развитие.В результате Н. Н. Поликарпов получил задание создать на базе И-15бис более совершенный истребитель. Разработка началась весной 1937 года, и первый прототип поднялся в воздух в середине следующего года. Поставки серийных истребителей И-153 «Чайка» советским ВВС начались в мае 1939 года.И-153 сохранил базовую компоновку фюзеляжа и оперения И-15бис (хотя и доработанных и усиленных),
но получил одностоечную бипланную коробку с верхним крылом типа «чайка», по образцу И-15.Стойки шасси стали убираться назад, разворачиваясь при этом на 90°, чтобы колеса могли разместиться в крыле.

 



Самолеты первых серий, иногда называвшиеся И-15тер, сохранили винт АВ-1 и двигатель М-25В от И-15бис, обеспечивающие им максимальную скорость 415 км/ч. Более поздние варианты оснащались двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем, на некоторых машинах устанавливались четыре 12,7-мм пулемета БС вместо стандартных 7,62-мм ШКАС. Также самолет мог нести ракеты РС-82 или до 200 кг бомбовой нагрузки.Строевые самолеты иногда оснащались убираемым лыжным шасси и могли нести ПТБ. Высокие темпы выпуска позволили к моменту завершения серийного производства весной 1940 года построить 3437 самолетов И-153.

Самолеты первых серий приняли участие в боях с японцами на Халхин-Голе летом 1939 года. Затем самолеты участвовали в войне с Финляндией. Ко времени нападения Германиина СССР в июне 1941 года И-153 составляли значительную часть парка советских истребителей и понесли тяжелые потери как в воздушных боях, так и на земле. По мере поступления на вооружение новых истребителей-монопланов И-153 передавались в штурмовые подразделения и продолжали нести службу до 1943 года.В начале 1940 года 93 самолета И-153 были поставлены правительству Китая для борьбы с японцами. Вторым и последним зарубежным владельцем И-153 была Финляндия, располагавшая 22 самолетами (11 захвачены у СССР и еще 11 трофейных машин куплены у Германии).Обладавшие отличной маневренностью, И-153 были грозным оружием в руках опытных пилотов. Но им часто приходилось противостоять превосходящим по численности более скоростным монопланам, и, кроме того, большинство советских и китайских пилотов были относительно неопытными, что приводило к печальным последствиям.