Послевоенное развитие FAIREY FIREFLY


Двухместный Firefly с двойным управлением Т.Мк 1 разработали в инициативном порядке, но Адмиралтейство вскоре разместило заказ на модернизацию в тренировочный вариант 34 истребителей Mk 1. Еще 54 самолета построили в вооруженном двумя 20-мм пушками тренировочном варианте Т.Мк 2. ВМС Голландии эксплуатировали обе модификации (на фотографии Т.Мк 7 ВМС Голландии и Великобритании). Близкий вариант с двойным управлением Mk 4/5 поставлялся ВМС Австралии. В первые послевоенные годы Fairey Firefly являлся стандартным двухместным истребителем-бомбардировщиком авиации ВМС Великобритании. Обычно эти самолеты входили в состав смешанных авиагрупп британских легких авианосцев наряду с Sea Fury.


В годы войны была предпринята попытка улучшить летные данные Firefly путем установки на вариант Mk 1 (самолет № Z1835) 1540-сильного мотора Griffon, дополненного большим угловатым радиатором под фюзеляжем. Путевая устойчивость доработанного самолета серьезно ухудшилась. Самолет дополнительно переделали, убрав радиатор мотора и маслорадиаторы в крыло, были установлены мотор Griffon 74 мощностью 2100 л. с. с четырехлопастным винтом и новое вертикальное оперение. Данная модель получила обозначение FR.Mk IV, вскоре измененное на FR.Mk 4.

Построили четыре прототипа Mk 4: Z1835, Z2118, МВ649 и РР482. Самолет РР482 проходил испытания на авианосце «Ил-ластриес». Первый серийный FR.Mk 4, TW687, поднялся в небо в мае 1946 года. На сборочной линии 43 самолета варианта Mk I конвертировали в FR.Mk 4, еще 77 самолетов собрали с «нуля», от достройки 133 заказанных машин этого варианта отказались в пользу реализации программы Mk 5. Первой в августе 1947 года Mk 4 получила 825-я эскадрилья, позже перевооружили 810-ю, 812-ю, 814-ю, 816-ю и 1840-ю (резервную) эскадрильи британских ВМС. Карьера Mk 4 получилась недолгой, так как уже в 1948 году промышленность перешла на выпуск Mk 5.28 самолетов Mk 4 доработали в буксировщики мишеней ТТ.Мк 4.

Вариант Мк 4 оказался способным выполнять задания, которые раньше возлагались на самолеты разного предназначения. Но флот захотел получить более универсальную машину, сформулировав техническое задание на вариант Mk 5: универсальный самолет, который можно относительно легко доработать в истребитель-разведчик, ночной истребитель и противолодочный. Доработка Mk 5 в разведчик и противолодочный самолет занимала совсем немного времени, а в ночной истребитель три часа. Первый серийный Firefly Mk 5, VT362, выполнил первый полет 12 декабря 1947 года, заказчику его передали 9 января 1948 года. Последний из 352 построенных Mk 5, WB440, поставлен 19 мая 1950 года. Первой на Mk 5 перевооружили 841-ю эскадрилью, за ней  810-ю, 812-ю, 817-ю, 820-ю и 825-ю эскадрильи; 821-я эскадрилья заменила свои AS.Mk 6 на Mk 5 перед отправкой в Корею. Пушечный Mk 5 для Кореи был предпочтительнее, хотя на ранней стадии использовались и Mk 1. С четырех британских и одного австралийского авианосцев в Корее с июня 1950 года по июль 1953 года действовали Firefly 810-й,812-й, 821-й, 825-й и 827-й эскадрилий авиации британских ВМС, 816-я и 817-я эскадрильи ВМС Австралии. В основном самолеты применялись для нанесения ударов по наземным целям, включая бомбометание с пикирования.

Изменение предназначения

Инициатором изменения предназначения самолета Firefly стало Адмиралтейство, запросившее компанию «Fairey» о возможности оснащения машины американскими гидроакустическими буями. После серии испытаний фирма убедилась в возможности изменения предназначения самолета.В годы войны и сразу после ее окончания огромное внимание уделялось поиску подводных лодок противника. Firefly Mk 5 с такой задачей не справлялся, требовалось внести в самолет серьезные изменения.

Новый созданный вариант получил обозначение AS.Mk 6.

В Адмиралтействе решили, что все недостроенные Mk 5 надо переделать в Mk 6, на самолеты строевых частей данное решение не распространялось. Переделать в Mk 6 планировалось 131 Mk 5, но реально конвертировали только 56 машин.
Главным отличием Mk 6 от Mk 5 являлись более высокие стойки опор шасси, отсутствие крыльевого стрелкового вооружения и возможность нести большой ассортимент подвесной боевой нагрузки производства США и Великобритании. Самолет WB251 стал демонстратором, а первым настоящим Mk 6 является WB505, выполнивший первый полет 23 марта 1949 года. В январе 1951 года 841-я эскадрилья первой получила AS.Mk 6, на данную модель также перевооружили 812-ю, 820-ю, 821-ю, 824-ю, 826-ю, 1830-ю, 1840-ю, 1841-ю и 1844-ю эскадрильи и не менее 11 эскадрилий второй линии. В первой половине 1950-х годов Firefly AS.Mk 6 оставался стандартным противолодочным самолетом ВМС Великобритании, но его служба получилась недолгой  в середине 1950-х годов на смену пришел Fairey Gannet.

Неудачный Mk 7

Компания «Fairey» проектировала еще один противолодочный самолет  Firefly AS.Mk 7 с экипажем из трех человек. Директива штаба британских ВМС от июня 1949 года предписывала разработку трехместного «промежуточного» варианта Mk 5, так как Gannet из-за своей массы не годился для легких авианосцев.Фирма отнеслась к заказу без энтузиазма из-за проблем с размещением третьего члена экипажа. Конструкцию самолета требовалось полностью пересмотреть. Изначально Адмиралтейство анонсировало заказ из 50 самолетов, но в конечном итоге довело его до 337, хотя особой нужды в такой машине не испытывало. Заказ выполнили частично, но в строевые части Mk 7 не попали, а большей частью поступили сразу на базы хранения.