Польский легкий бомбардировщик - PZL P.23 Karas

Польский легкий бомбардировщик Karas, получив усовершенствованный двигатель Pegasus VIII, к 1939 году стал самым массовым бомбардировщиком польских ВВС. Вначале 1930-х годов основную часть вооружения польских легкобомбардировочных эскадрилий составляли самолеты Breguet XIX и Potez XXV французской постройки. В то время польские ВВС возглавил полковник Людомил Райский, горячий сторонник оснащения военной авиации самолетами собственной постройки. Вскоре были сформулированы требования к новому бомбардировщику. Согласно техническому заданию он должен был нести 600 кг бомб и развивать максимальную скорость 300 км/ч.Работы над новым проектом с обозначением Р.23 начались на заводе PZL в конце 1931 года.В следующем году проект был принят военными, и разработчики приступили к постройке первого из трех прототипов машины. Первый полет Р.23 состоялся 1 апреля 1934 года, второй прототип поднялся в воздух в начале 1935 года. К сожалению, 27 июля испытания второго прототипа завершились катастрофой, в которой погиб весь экипаж. Осенью того же года испытания возобновили на третьем прототипе. В декабре самолет был запущен в серию под обозначением Р.23А Karas.


Первый заказ предусматривал поставку польским ВВС 200 самолетов, но выпуск первой партии из 40 машин затянулся до конца1936    года. Такая задержка в основном была связана с ненадежной работой двигателя Pegasus IIM2, выпускавшегося по лицензии предприятием «Polskie Zaklady Skody». Недостатки двигателя накладывали серьезные ограничения на летные характеристики самолета, включая высотность, и возникла потребность в замене мотора. Был выбран более современный 670-сильный (500 кВт) Pegasus VIII, опробованный на третьем прототипе Karas. Результаты испытаний оказались положительными, и этот самолет стал эталоном для нового варианта, получившего обозначение Р.23В.После постройки первых 40 единиц Р.23А остальные 160 машин нужно было изготовить в варианте Р.23В. Производство этой модификации шло высокими темпами  42 самолета выпустили в последние два месяца 1936 года, а оставшиеся были построены в1937  году. Между тем ВВС выдали заказ еще на 50 машин. Серийное производство Karas завершилось в феврале 1938 года.

На военной службе Karas получил обозначение «44». Первые Р.23А были поставлены в легкобомбардировочные/разведывательные эскадрильи 1-го авиаполка в Варшаве и 2-го авиаполка в Кракове. Из-за проблем с силовой установкой эти самолеты использовались в качестве учебных, и на них устанавливалось сдвоенное управление. Кроме того, на них отсутствовали пулеметы и бомбодержатели.В начале 1937 года 1-й авиаполк начал получать первые Р.23В. Они заменили Р.23А, которые были  переданы в учебные эскадрильи этого и других полков, а также в летные школы.В 1937-1938 годах Potez XXV и Breguet XIX постепенно заменили на Р.23В. В мирное время основной задачей была подготовка экипажей, занимавшихся тренировками и практическими упражнениями. Но им пришлось поучаствовать в ряде пограничных конфликтов в марте 1938 года (с Литвой) и в сентябре 1938 года (с Чехословакией).В ходе этих событий бомбардировщики Karas использовались для демонстрации мощи польских ВВС. Незадолго до начала Второй мировой войны несколько Р.23 выполняли разведывательные полеты над территорией Германии (Померанией) с целью изучения укреплений и мест дислокации войск.На 1 сентября 1939 года самолеты Karas состояли на вооружении 12 разведывательных и легкобомбардировочных эскадрилий. На вооружении ВВС Польши имелось 224 самолета обоих вариантов, включая 114 машин в боевых подразделениях. Фактически в боевых действиях приняли участие 140 Karas, заменявшихся по мере потерь в том числе и учебными PZLP.23A.

К 1939 году Karas уже не являлся серьезным противником для вражеских истребителей, и зачастую ему приходилось выполнять задачи, для которых он не был предназначен. Вылеты на разведку и бомбометание со средних высот были крайне редки. Гораздо чаще Karas использовались в качестве пикирующих бомбардировщиков или штурмовиков. Из-за слабого вооружения и невысокой скорости самолетов у экипажей Р.23 было мало шансов на успех. Боевая эффективность прямо зависела от ситуации на конкретном участке фронта, и потери были ужасающими: в боях было потеряно 86% принимавших участие в операциях машин.Большинство Karas, уцелевших в Польской кампании 1939 года, досталось Румынии. В отличие от Германии и СССР, также захвативших некоторое количество этих самолетов, румыны решили использовать Р.23 в своих ВВС. Девятнадцать бомбардировщиков Karas были отремонтированы и вошли в состав 73-й эскадрильи, которая летом 1941 года воевала на Днестре, а осенью 1942 года в Сталинграде. В 1943 году эскадрилью перевооружили на Ju 87 Stuka, а 12 летных Р.23 отправили в резерв.