Польский бомбардировщик Р.37 Los

Бомбардировщик Р.37 Los появился в Польше в межвоенный период и был представлен как настоящий национальный прорыв в авиастроении. Однако к началу войны самолет имелся в очень ограниченном количестве.Бомбардировщик Р.37 Los был спроектирован под руководством инженера Иржи Дабровски. Самолет представлял собой современную боевую машину на уровне лучших мировых стандартов, в которой нашли воплощение передовые концепции самолетостроения середины 1930-х годов. Бомбардировщик имел схему свободнонесущего моноплана с хорошо обтекаемыми формами и гладкой металлической обшивкой, обладал высокой удельной нагрузкой на крыло, отличавшееся сравнительно небольшой относительной толщиной, имел убирающееся шасси, закрытые кабины экипажа, а также развитую взлетно-посадочную механизацию крыла.Предварительное проектирование было завершено осенью 1934 года, а первый полет прототипа состоялся в декабре 1936 года. Летные испытания нового самолета были завершены поздней весной 1937 года, и в августе был получен контракт на первые 30 серийных машин. Однако 20 июня 1938 года в ходе войсковых испытаний один из прототипов разбился под Варшавой  ему на замену прислали второй прототип, отличавшийся внешне наличием двухкилевого хвостового оперения и модифицированным шасси. В первой серийной партии из 30 машин имелись 10 самолетов модификации Р.37А (однокилевое оперение) и 20 Р.37В. Первые Р.37А поступили в польские ВВС в начале 1938 года.


Одновременно с поставкой бомбардировщика ВВС Польши была предпринята попытка организовать его экспорт. Первые два Р.37В получили гражданскую регистрацию и были показаны в балканских странах и в Турции. При этом один из самолетов был оснащен британскими двигателями Bristol Pegasus XII, а другой  французскими двигателями Gnome-Rhone 14N (например, Румыния предпочитала французские двигатели).Первая зарубежная презентация Los состоялась в августе 1938 года во время турне по Балканам, самолет был продемонстрирован и на двух международных выставках  в Белграде в мае 1938 года и в Париже в ноябре того же года. Во всех случаях бомбардировщик вызвал высокий интерес, вскоре было получено 55 заказов.

В то же время в Польше началась подготовка летчиков и техников на новую машину. Los существенно отличался от предыдущих машин польских ВВС, а для многих летчиков Р.37 и вовсе стал первым самолетом, имеющим развитую механизацию крыла, убирающееся шасси, воздушные винты изменяемого шага, электрические стартеры и современное радиосвязное оборудование. Более того, летные характеристики Los больше напоминали истребитель, чем бомбардировщик, особенно без бомбовой нагрузки. Вполне предсказуемым итогом стала целая серия аварий и катастроф, произошедшая осенью 1938 года с участием новых самолетов. В результате после того как весной 1939 года пост командующего ВВС Польши покинул генерал Людомил Райский, один из основных сторонников нового бомбардировщика, было принято решение приостановить дальнейшие закупки Р.37. До войны новый завод «PZL WP» в Милеце успел выпустить всего несколько самолетов.ВВС Польши получили до начала войны 96 самолетов из заказа на 124 машины, из них 36 поступили в четыре строевых подразделения, на базе которых сформировали бомбардировочную бригаду. Остальные бомбардировщики использовались в учебных подразделениях, стояли на хранении, проходили ремонт, либо же находились на завершающей стадии постройки на заводах «PZL». Ряд польских историков до сих пор считают, что будь на начало войны у ВВС больше бомбардировщиков Los, результат войны был бы совсем иным. Впрочем, 36 боеспособных самолетов вряд ли смогли бы внести заметный вклад в противостояние германским войскам, да к тому же с началом войны командование рассредоточило их по фронту, стремясь избежать уничтожения «одним ударом».

Первые боевые вылеты на бомбардировку вражеских целей Los совершили 2 сентября в районах Ра-домско и Ченстохова. В последующие дни Р.37 использовались для разведки и бомбардировки войск противника. После 5 сентября бомбардировщики Los применялись на северном участке фронта в районах Цеханув и Малкиня.После 10 сентября бомбардировщики действовали вдоль линии Ярослав — Пшемысль (Пе-ремышль), а несколько дней спустя бомбили войска противника в районе Грубешова (Хрубешув). Боевые потери компенсировались поставками из учебных частей и со складов (11 самолетов). Однако этого было недостаточно, потери составили 30 машин. Командование бомбардировочной бригады перебросило 17 машин в Румынию, а затем страну покинули еще минимум шесть самолетов. Всего Румыния интернировала 23 бомбардировщика, которые затем поступили на вооружение ее ВВС. Еще три самолета попали в руки советских войск. Всего в ходе войны в Польше бомбардировщики Los выполнили около 100 боевых вылетов на бомбардировку противника, а также совершили 35 вылетов на разведку.В румынских ВВС бомбардировщики Los поступили на вооружение 4-й бомбардировочной эскадрильи  в 76-е и 77-е звенья. 23 румынских PZL Р.37 Los активно применялись в начальный период войны против СССР, однако вскоре нехватка запчастей заставила румынское командование расформировать 77-е звено, а 76-е звено перевести в разряд учебного. В 1944 году последние румынские Los приняли участие в боевых действиях на советско-германском фронте, а в сентябре 1944 года Румыния перешла на сторону союзников по антигитлеровской коалиции и бомбардировщики применялись уже против немецких и венгерских войск.