Перехватчик McDonnell F-101B Voodoo


После закрытия программы CF-105 Arrow канадские военные заинтересовались F-101B Voodoo, который и стал их новым перехватчиком. CF-101B/F Voodoo существенно усилил боевой потенциал канадских ВВС и повысил их вклад в обеспечение ПВО Северной Америки. Но этот мощный, капризный и незабываемый самолет был испытанием даже для самого лучшего пилота. Один из канадских офицеров вспоминал позже о том периоде, когда Канада приняла на вооружение новый перехватчик: «Нам требовался самолет, который бы полностью удовлетворял требованиям по защите нашей огромной территории и отвечал бы особенностям нашей системы ПВО.


Мы обеспечивали защиту Североамериканского континента вместе с нашими американскими друзьями, но мы часто были вынуждены совершать полеты в более суровых условиях и обеспечивать защиту большего пространства». После того, как работы по Avro CF-105 Arrow постройки «Canadian» были закрыты вскоре после достаточно успешного завершения программы летных испытаний, CF-101B Voodoo стал первым сверхзвуковым самолетом, массово поступившим в строевые части. Именно с этими перехватчиками канадская система ПВО достигла того уровня, который могли бы обеспечить более дорогие CF-105.Обозначение CF-101B было присвоено канадскими военными самолету McDonnell F-101B Voodoo, поставки которых со складов ВВС США были осуществлены в виде двух партий. В рамках проекта «Queens Row» канадцы с июля 1961-го по май 1962 года получили 66 самолетов  56 самолетов F-ШВи 10 F-101B с дублированным управлением (в США были известны как F-101F или TF-101F, а в Канаде  как CF-101F).

CF-101B был в целом идентичен F-101В из состава ВВС США. Машины первой партии имели носовую топливозаправочную штангу, хотя дозаправка самолетов в полете особо широко в канадских ВВС не практиковалась. Следует также принять во внимание, что, вероятно, существовала договоренность, что США передадут Канаде ядерные БЧ для ракет AIR-2A Genie, принятых на вооружение канадцами. 1февраля 1968 года самолеты первой группы достигли состояния оперативной готовности. В 1970-1971 годах 46 оставшихся в строю CF-101B были заменены на 56 самолетов Voodoo, переданных ВВС США. Данные машины имели тепловизор, установленный в носовой части и использовавшийся для обнаружения целей.Самолеты Voodoo поступили на вооружение следующих эскадрилий: 409-й «Crossbow», затем «Nighthawk» (дислоцировалась в Комокс и Колд-Лейк), 410-й «Cougar» (Аплендс, Бэготвилль), 414-й «Black Knights» (Норт-Бей), 416-й «Black Lynx» (Аплендс, Бэготвилль, Чатем) и 425-й «Alouette» (Бэготвилль). Подготовкой летчиков на новые самолеты занималась 410-я эскадрилья, а 414-я эскадрилья стала последней, эксплуатировавшей CF-101B/F.

В марте 1977 года канадское министерство обороны обнародовало запрос на предложения по программе «Нового истребителя» («New Fighter Aircraft», или NFA), который должен был заменить все самолеты типов CF-101B, CF-104 и CF-5. Новая машина получила затем обозначение CF-188, а первые боеготовые самолеты поступили в 410-ю эскадрилью 30 октября 1982 года. Последний CF-101B был списан из 414-й эскадрильи только в 1984 году. Но на этом истории канадских Voodoo не закончилась. «Electric Voodoo» Канада взяла у ВВС США в аренду один EF-101B, известный как «Electric Voodoo». Он проходил испытания в 414-й эскадрилье в Норт-Бей. EF-101B не входил в число первой и второй партий Voodoo и использовался в качестве мишени, оснащенной различным электронным оборудованием и имитировавшей для бортовых РЛС приближающийся советский бомбардировщик. EF-101B был списан в 1987 году и оказался в музее, расположенном в районе аэропорта Миннеаполис/Сент-Пол. Данное событие ознаменовало завершение истории службы Voodoo в канадских ВВС.