Палубный истребитель Hawker Sea Hurricane

Применение Hurricane в британской морской авиации в качестве палубного истребителя было вызвано необходимостью  флот на тот момент просто не имел современного истребителя. В итоге Sea Hurricane стал первым в британском флоте одноместным палубным истребителем-монопланом.Впервые Hurricane взлетели с палубы корабля на пике норвежской кампании в мае 1940 года  46-я эскадрилья британских ВВС на авианосце «Глориес» прибыла в Нарвик для поддержки союзных экспедиционных сил. Это были стандартные Hurricane Mk I, а их пилоты не имели опыта полетов с корабельной палубы. Тем не менее британские летчики успешно решали поставленные перед ними задачи и приняли активное участие в боях, базируясь на норвежском аэродроме Бардуфосс. Впоследствии эскадрилья вновь погрузилась на «Глориес», вместе с которым была потоплена немецкими кораблями. Спастись удалось лишь двум ее летчикам.


Во время боев за Нарвик специалисты компании «Hawker» получили задание изучить возможность оснащения Hurricane поплавковым шасси, но после падения Норвегии это задание аннулировали. Однако идея создания корабельной модификации самолета не пропала, поскольку в то время британская морская авиация располагала лишь бипланами Sea Gladiator и пикирующими бомбардировщиками/истребителями Blackburn Skua. И хотя к поступлению на вооружение планировался двухместный Fulmar, развивавший скорость до 451 км/ч и имевший маневренность на уровне Fairey Battle, многие эксперты не считали его достаточно эффективным.

И только после того, как в сентябре 1940 года британским летчикам вновь пришлось базироваться на авианосцах (их Hurricane отправили на Мальту), Адмиралтейство вновь решило адаптировать Hurricane к роли истребителя корабельного базирования. ПервыеHurricane были переданы ВВС в распоряжение Адмиралтейства через месяц, а в декабре летчики морской авиации уже приступила к учебным полетам на «морской» модификации Hurricane Mk I, которые отличались лишь наличием стандартной для флота рации. Те\ не менее они стали теперь обозна чаться Sea Hurricane Mk I и получили двухтоновую серую окраску.

После потопления в октябре 1940 года немецкой подводной лодкой U-32 лайнера «Императри ца Британии» водоизмещением 42348 брутто-регистровых тонн появилось предложение оборудовать гражданские суда катапультами, при помощи которых можн< было бы запускать истребители Hurricane  они должны были сбивать вражеские бомбардировщики. Под эту задачу были переоборудованы несколько судов и кораблей, оснащенных катапультами и включавшихся в состав конвоев с целью обеспечения их ПВО (так называемые Fighter Catapult Ships и CAM-ships). Приспособленные для запуска с катапульт истребители получили обозначение Sea Hurricane Mk IA, на них летали пилоты-добровольцы ВВС и авиации ВМС. Эти летчики были настоящими героями  после запуска с катапульты и выполнения боевой задачи им приходилось садиться на воду, поскольку сесть обратно на судно они не могли, авианосцев в конвоях не было, а ближайшие сухопутные аэродромы находились на удалении сотен километров. Зачастую летчики просто выбрасывались с парашютом, после чего их подбирали суда конвоя. Успех таких «катапультных» истребителей был невелик, но немецкие пилоты все же вынуждены были более осторожно атаковать конвои.

«Катапультные» Hurricane и Fulmar входили в состав особого подразделения, получившего название Merchant Ship Fighter Unit (истребительный отряд для прикрытия гражданских судов) и приписанного к авиабазе Спик. До конца 1941 года к решению схожих задач приступили 801-я эскадрилья Sea Hurricane Mk IB, приписанная к авианосцам «Аргус» и «Игл», и 806-я эскадрилья, приписанная к авианосцу «Формидебл».Sea Hurricane Mk IB в целом представляли собой эквивалент Hurricane Mk I британских ВВС, но оснащались посадочными гаками для обеспечения полетов с палуб авианосцев. Позже к ним присоединились Sea Hurricane Mk IC, отличавшиеся вооружением из четырех 20-мм пушек и оснащавшиеся более старыми двигателями Merlin III (аналогичные им самолеты Mk НС британских ВВС оснащались двигателями Merlin XX). Впрочем, Sea Hurricane Mk IC оказался хорошим истребителем, эти самолеты сбили немало Focke-Wulf Fw 200.Следующим вариантом Sea Hurricane стал четырехпушечный истребитель Mk ПС, схожий с модификацией Mk ПС для британских ВВС, но оснащенный оборудованием для эксплуатации на авианосцах. Самолеты приняли активное участие в операции «Pedestal»  проводке конвоя на Мальту в августе 1942 года. Конвой насчитывал 14 транспортов, четыре авианосца, два линкора, семь крейсеров и 24 эсминца. На борту авианосцев находились 39 истребителей Sea Hurricane из состава 801-й, 880-й и 885-й эскадрилий и 31 самолет Fulmar и Martlet из четырех других эскадрилий. Тогда авианосец «Игл» был торпедирован и затонул всего за восемь минут, вместе с ним под воду ушли почти все самолеты 801-й эскадрильи. Уцелели лишь четыре Sea Hurricane, находившиеся на тот момент в воздухе.

Вечером того же дня авиация противника приступила к массированным налетам на конвой  на Сицилии для этого было сосредоточено около 500 самолетов. Авианосцы «Викториес» и «Индо-митебл» получили повреждения, а когда конвой достиг Мальты, в его составе остались только пять судов, тогда как потери британских истребителей достигли 43 машин (восемь в воздушных боях, 35 на авианосце «Игл»). Потери противника  31 немецкий и итальянский самолет.Поворотной точкой в борьбе на море стало включение в состав шедших в СССР союзных северных конвоев эскортных авианосцев, вначале большей частью представлявших собой переоборудованные гражданские суда не очень большого водоизмещения  вместо надстройки на них сооружалась полетная палуба. На таких авианосцах базировались истребители Sea Hurricane и торпедоносцы-бомбардировщики Swordfish. Постепенно потери конвоев стали снижаться.

Самолеты Sea Hurricane также выпускались в Канаде, они состояли на вооружении канадских ВМС с конца 1942 года. Во время операции «Torch» в ноябре 1942 года (высадка англо-американских союзников в Северной Африке) принимавшие в ней участие канадские Sea Hurricane Mk X и XIIA с американскими опознавательными знаками и летчиками из британской морской авиации базировались на британских эскортных авианосцах «Дэшер», «Байтер» и «Эвенджер». Противостояли им тогда в основном летчики ВВС вишистской Франции. Вскоре, однако, «Эвенджер» был торпедирован и пошел на дно почти со всей командой и истребителями Sea Hurricane.Самолеты Mk XII оставались в строю авиации британских ВМС почти до конца войны. Причем истребители приняли участие и в боевых действиях на Тихом океане, где 835-я эскадрилья входила в состав 45-го морского истребительного авиакрыла и действовала с авианосца «Наирана» вплоть до августа 1945 года.