Новый штурмовик Ил-10


Новый штурмовик Ил-10 создавался на базе не пошедше го в серию истребителя Ил-1 и по своим боевым возможностям существенно превосходил штурмовик первого поколения — Ил-2. После Второй мировой войны Ил-10 заменили Ил-2 в советских ВВС и активно поставлялись за рубеж.Истребитель Ил-1 отличался мощным вооружением и сильным бронированием, однако к моменту завершения его разработки советские ВВС уже решили стратегическую задачу по завоеванию господства в воздухе, и необходимость в самолете такого типа отпала. На госиспытания истребитель Ил-1 передан не был. Однако на базе его двухместного варианта было решено создавать новый усовершенствованный штурмовик, который поначалу сохранил прежнее обозначение. Отличительной особенностью новой машины стали цельнометаллическая конструкция и применение единого бронеотсека, в который включили кабины пилота и стрелка. В составе силовой установки применили мотор АМ-42.20 апреля 1944 года С. В. Ильюшин получил разрешение на проведение заводских испытаний новой машины, а к 11 мая шеф-пило ОКБ В. К. Коккинаки выполнил на нем более 30 полетов. Результаты этих испытаний были признаны положительными, и штурмовик передали на госиспытания.

 



Вооружение опытного Ил-10 включало две 23-мм пушки ВЯ-23 (боекомплект 300 снарядов; имелся вариант с пушками НС-23), два 7,62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов), оборонительную подвижную установку с 20-мм пушкой (150 снарядов), четыре реактивных снаряда РС-82, 10 авиационных гранат типа АГ-2 (для обороны задней полусферы; на серийных машинах не применялись), а нормальная бомбовая нагрузка достигала 400 кг, либо 600 кг в перегруз (вместо четырех бомбоотсеков оставили два). При полетной массе 6300 кг — без РС-82 и с 400 кг бомбовой нагрузкой  самолет развивал максимальную скорость 512 км/ч у земли и 555 км/ч на высоте 2800 м, причем время набора высоты 1000 м составляло 1,6 мин, а высоты 3000 м  4,9 мин, то есть на 3 мин меньше по сравнению с Ил-2. Дальность полета на высоте 2800 м и скорости 385 км/ч достигало 850 км.13 мая на госиспытания поступили три прототипа Ил-10 с моторами АМ-42, а 27 мая они уже успешно завершились. Самолет был рекомендован к серийному производству, но с одним условием — доработать винтомоторную группу, которая вызывала главные нарекания заказчика. Кроме того, в процессе доводки машины заднюю подвижную установку ВУ-7 с 20-мм пушкой заменили на установку ВУ-8 с пулеметом УБК.

Доработанный Ил-10, оснащенный двигателем АМ-42 и воздушным винтом АВ-5л-24 диаметром 3,6 м, в августе 1944 года был, наконец, поставлен в серийное производство. В новом варианте штурмовик позволял брать в перегруз 500 кг (две ФАБ-250 на наружной подвеске) или 600 кг (бомбы малого калибра в бомбо-отсеках).До 1 мая 1945 года ВВС в общей сложности получили 785 самолетов Ил-10, значительная часть из них попала на советско-германский фронт. После победы в Европе новые штурмовики приняли ак тивное участие в боях на Дальнем Востоке (до конца 1945 года ВВС получили 2328 боевых и 228 учебных Ил-10/УИл-10). В частности, командир 26-го штурмового авиаполка майор Алексей Михайлова Николаев указом от 14 сентября 1945 года был удостоен звания Герой Советского Союза — в том числе за успешное руководство атакой группы Ил-10 по кораблям и транспортам в порту Расин. Майор Николаев лично вел групп из шести Ил-10, наносившую удар топмачтовым способом с высоты 25 м.

После войны Ил-10 стал стандартным штурмовиком в советских ВВС и авиации флота. Самолет постоянно совершенствовался  в основном изменялся соста! вооружения. В частности, с августа 1945 года на серийных Ил-10 стали устанавливать подвижную установку ВУ-9 с пушкой Б-20Т-Э. Выпускавшиеся по лицензии заводом «Avia» в Чехословакии (около 1200 машин) штурмовики В-33 вместо двух крыльевых 23-мм пушек ВЯ-23 вооружались четырьмя 23-мм пушками НС-23 с боезапасом по 150 снарядов на пушку, отличавшимися меньшими массой и силой отдачи. Кроме того, был расширен состав применяемого подвесного вооружения. Выпуск Ил-10 продолжался до 1948 года, собрано 4050 самолетов, а в 1951-1954 годах в СССР выпускался модернизированный вариант Ил-10М. Чехословацкая фирма «Avia» выпускала в 1950— 1954 годах усовершенствованный BS-33 (Ил-ЮУ), часть которых предназначалась для Польши, а одна машина отличалась новым крылом по типу Ил-ЮМ. После войны Ил-10 пришлось воевать в небе Кореи  им противостояли F-80 из 35-й истребительно-бом-бардировочной эскадрильи ВВС США, сумевшие сбить до конца 1950 года 9 штурмовиков. Еще два самолета американцы захватили на аэродроме и в 1951 году вывезли в США для изучения. Впрочем, после окончания Второй мировой войны карьера Ил-2 тоже не завершилась  для этих заслуженных ветеранов нашлась работа в Китае, Северной Корее и Югославии. Югославская компания «Ikarus» переоборудовала Ил-2МЗ в учебный вариант с дублированным управлением  второй летчик располагался лицом вперед, фонарь был единым.