Ночной реактивный MESSERSCHMITT ME 262



Необходимость отражать ночные налеты союзников на Германию стимулировала появление Me 262 в варианте двухместного ночного перехватчика. За последние месяцы войны немцы успели изготовить всего несколько самолетов, поступивших в Kommando Welter, тогда единственное в мире подразделение ночных реактивных истребителей.
В свете современного регламента подготовки техники и экипажей почти невозможно представить, как Люфтваффе приняли на вооружение совершенно новый, революционный истребитель, не имея его учебно-тренировочного варианта. Тем не менее так было. Реактивный Me 262 Schwalbe с точки зрения особенностей техники пилотирования фундаментально отличался от поршневых истребителей. Однако молодого летчика выпускали в самостоятельный вылет на Me 262 уже после краткого курса лекций и налета в 20 часов на поршневых Bf 110 или Me 410 с РУДами, зафиксированными в одном положении, что отчасти имитировало особенности управления силовой установкой Me 262 (двигатели Jumo при резких манипуляциях с РУДами могли загореться).


По мере ухудшения военного положения Германии ситуация с подготовкой летчиков становилась все более сложной. Посчитали, что реактивный учебно-тре-нировочный самолет с двойным управлением позволит упростить подготовку и сократить ее срок. В результате был спроектирован Me 262В-la, отличавшийся от стандартного Me 262, главным образом, наличием второй кабины. Кресло инструктора разместили, уменьшив емкость главного топливного бака. Для компенсации под носовой частью фюзеляжа на пилонах Wikingerschiff подвесили бок о бок два бака. На спарке сохранили вооружение истребителя  четыре 30-мм пушки МК 108 в носовой части фюзеляжа.

Me 262В-1а построили в немногих экземплярах, приоритетным стал ночной перехватчик, способный бороться со скоростными британскими Mosquito, действовавшими в ночном небе рейха почти безнаказанно. Испытания Me 262А-1а с РЛС FuG 220 Lichtenstein SN-2 начались в Рехлине в октябре 1944 года. Многообещающие результаты этих испытаний подвигли на трансформацию спарки Me 262В-1а в ночной перехватчик. Задняя кабина теперь предназначалась для оператора РЛС, а доработка заключалась, прежде всего, в монтаже РЛС FuG 218 Neptun V с антеннами Hirschgeweih и пассивной системы FuG 350 ZC Naxos, реагирующей на излучение РЛС британских бомбардировщиков. Работы по новому самолету начались на заводе «Lufthansa» в Берлине, но собрать здесь удалось очень малое число Me 262В-la/Ul. Глубокая модификация B-la/Ul являлся продуктом простейшей переделки учебно-боевой спарки в ночной перехватчик. Полноценный перехватчик выпустили под обозначением В-2а. Поступление В-2а в строевые части оптимисты планировали на середину 1945 года.

Me 262В-2а отличался фюзеляжем, удлиненным за счет вставленных перед и за двухместной кабиной секций. Кабина была закрыта фонарем улучшенной аэродинамики. Больший запас топлива позволил увеличить время патрулирования. Кроме того, предусматривалась возможность буксировки дополнительного бака (подобно буксируемой бомбе Deichselschlepp, проходившей испытания с одноместным Me 262). Стандартное вооружение дополнили двумя 30-мм пушками, стрелявшими вверх вперед  Schrage Musik, они монтировались в фюзеляже за кабиной. Макетная комиссия по В-2а состоялась 7 декабря 1944 года. Первый полет прототипа запланировали на 22 марта 1945 года, но до конца войны его так и не осуществили. В американских документах, датированных июнем 1945 года, самолет упомянут как пригодный к полетам, но в воздух он никогда не поднимался. В последние военные месяцы «Messerschmitt» работала над более продвинутым перехватчиком, но проект не вышел из бумажной стадии.