Низкоплан Rogozarski IK-3

Разработанный в Югославии Любомиром Илицем, Костой Сивцевым и Слободаном Зрницем, самолет Rogozarski IK-3 представлял собой современный для своего времени одноместный истребитель смешанной конструкции.Это был низкоплан с крылом консольного типа и 12-цилиндровым V-образным мотором жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-29. Конструкция планера выполнена из стальных труб, древесины и полотна. Широко разнесенные основные опоры шасси Messier убираются поворотом в крыло в направлении фюзеляжа. Кабина летчика снабжена сдвижным фонарем.За первым полетом прототипа в мае 1938 года в ноябре того же года последовал заказ на партию из 12 истребителей.



Прототип разбился в катастрофе 19 января 1939 года, тем не менее выпуск серийных самолетов не отменили. 12 серийных машин существенно отличались от прототипа. На них установили новые фонари кабины с лобовым бронестеклом, упростили конструкцию шасси и заменили мотор на чешский аналог.Поставки истребителей ВВС Югославии начались в середине 1940 года. Истребителями IK-3 вооружили 161 -ю и 162-ю эскадрильи 51-й группы, которая базировалась в Земуне близ Белграда. Первые впечатления от новой машины были положительными, поэтому последовал заказ на вторую партию из 25 истребителей.

На момент германского вторжения в Югославию 6 апреля 1941 года боеспособны были всего шесть IK-3. Истребители IK-3 вместе с югославскими Bf 109 входили в систему ПВО Белграда. Летчики IK-3 сбили 11 германских самолетов.Чтобы не допустить попадания истребителей в руки врага, уцелевшие IK-3 были уничтожены на полевом аэродроме Велики Радници, также уничтожили и 25 самолетов, находившихся в стадии постройки.