Mustang с мотором Merlin в британских ВВС


Mustang с двигателями Merlin поступили на вооружение британских Королевских ВВС (RAF) в начале 1944 года и использовались только на Европейском и Средиземно-морском ТВД в основном в качестве истребителей сопровождения и штурмовиков. Американский Mustang с двигателем Allison, поступивший на вооружение RAF в середине 1942 года, превосходил по скорости на малых высотах самый быстрый британский истребитель Spitfire Mk V, но уступал ему на высотах свыше 7620 м. Поэтому британские ВВС использовали такие Mustang для взаимодействия с сухопутными войсками.


Однако после установки двигателя Rolls-Royce Merlin с турбонаддувом и дополнительных усовершенствований Mustang превратился в самолет с превосходными высотными характеристиками.Британские ВВС быстро выдали заказ на поставку Р-51В/С с двигателем Merlin по ленд-лизу и получили первые Mustang Mk III (так они стали называться) в конце 1943 года. Первой в феврале 1944 года освоила новые машины 65-я эскадрилья Истребительного командования, а позднее в том же году было сформировано 122-е авиакрыло, включавшее также 19-ю и 122-ю эскадрильи. Самолеты выполняли полеты на сопровождение бомбардировщиков на средних и больших высотах, а также наносили штурмовые удары по другую сторону Ла-Манша. Вскоре было сформировано второе авиакрыло, 133-е, включавшее 129-ю эскадрилью и два польских подразделения  306-ю и 315-ю эскадрильи.

Задачей этих эскадрилий в месяцы, предшествующие высадке в Нормандии, стало прикрытие тактических операций на другом берегу Ла-Манша и дальние вылеты в интересах Берегового командования для ударов по судоходству у побережья Голландии, Норвегии и Германии. Для выполнения последней задачи на Mustang Mk III в апреле перевооружили седьмую эскадрилью  польскую 316-ю.Для обеспечения высадки в Нормандии (6 июня) 122-е и 133-е крылья включили в состав 2-й тактической ВА, после чего интенсивность полетов эскадрилий Mustang значительно возросла. Обычно их целями были мосты, автомобили, сортировочные станции и судоходство на реках во Франции. По мере продвижения своих войск в конце июня 122-е крыло перебазировалось во Францию. От планов по переброске туда 133-го крыла и 316-й эскадрильи вскоре отказались из-за возникновения новой угрозы.

Ранее входившие в состав ПВО Великобритании (ADGB) четыре оставшиеся эскадрильи Mustang Mk III подключились к операции «Diver»  защите южных районов страны от самолетов-снаря-довУ-1.На протяжении следующих нескольких месяцев пилоты вели борьбу против V-l, a Mustang Mk III стал третьим (после Spitfire Mk XIV и Tempest Mk V) по эффективности самолетом, задействованным в операции «Diver». Из пилотов, сбивших пять и более снарядов V-1 (так называемых «Diver»  асов), 20 летали на Mustang.Между тем осенью 1944 года Mustang из 2-й ВА стали заниматься «охотой за локомотивами» на железных дорогах Бельгии и Германии. 122-е крыло перевооружили на Typhoon, a Mustang вернули в Великобританию, решив, что большую дальность самолета выгоднее использовать для других задач.118-я, 126-я, 165-я, 234-я и 309-я эскадрильи Истребительного командования были перевооружены на Mustang Mk III и присоединились к другим бывшим подразделениям ПВО, базировавшимся в Британии, которые занимались сопровождением рейдов дневных бомбардировщиков и точечными ударами по целям на континенте.С начала 1945 года ВВС начали получать первые Mustang Mk IV и Mk IVA (P-51D и К, преимущественно последние). Они поступали в части, вооруженные Mk III, по мере необходимости, без массового перевооружения.

611-я эскадрилья «West Lancashire», ранее летавшая на Spitfire Mk VII, стала первым подразделением, полностью перевооруженным на Mustang Mk IV. Она стала боеготовой в марте 1945 года, а через месяц к ней присоединились 441-я и 442-я эскадрильи канадских ВВС. В последние недели войны в Европе эти три подразделения занимались сопровождением дневных рейдов бомбардировщиков.Британские Merlin Mustang несли службу и Средиземноморском ТВД. После успешного вторжения в Италию четыре эскадрильи ис-требителей-бомбардировщиков Curtiss Kittyhawk из 239-го крыла RAF в апреле  ноябре 1943 года получили самолеты Mustang Mk III. 112-я и 260-я эскадрильи британских, 3-я эскадрилья австралийских и 5-я эскадрилья южноафриканских ВВС не только поддерживали сухопутные войска в Италии, но и совершали дальние рейды через Адриатику, оказывая помощь югославским партизанам. В июне для действий в этом регионе были сформированы Балканские ВВС, в состав которых вошла 260-я эскадрилья, вооруженная Mustang Mk III.

Штурмовка, бомбовые удары и сопровождение были основными задачами 239-го крыла, поддерживающего британскую 8-ю армию, наступавшую на севере Италии. Подразделения Mustang использовали тактику действий по вызову, когда патрулировавшие в воздухе самолеты выводились на цель передовым авианаводчиком, находившимся на борту самолета Auster АОР. Типичное вооружение Mustang в этих вылетах включало 227-кг и 454-кг бомбы и НАР под крылом (на начальном этапе).  К концу года подразделения RAF в Средиземноморье получили 277 Mustang Mk III и 46 Mk IV. Последние использовались для замены, так как потери от огня с земли были очень велики. К примеру, в апреле 249-ю эскадрилью пришлось срочно перевооружить на Spitfire Mk IX, передав оставшиеся Mustang 213-й эскадрилье.Последнее подразделение Mk IV в Британии, 64-ю эскадрилью, перевооружили на de Havilland Hornet в 1946 году, а 213-я эскадрилья на Кипре сменила свои машины на Hawker Tempest Mk VI в начале 1947 года.