Итальянский бомбардировщик Fiat BR.20 Cicogna

Fiat BR.20 зарекомендовал себя как прочный и устойчивый в полете бомбардировщик, сыгравший заметную роль в боевых действиях в Японии и Испании в конце 1930-х годов, но в силу уязвимости от атак истребителей союзников с началом Второй мировой войны самолет быстро устарел.Разработка бомбардировщика BR.20 началась осенью 1935 года под руководством инженера Челестино Розателли. Уже менее чем через год первый серийный самолет передали ВВС Италии.Скоростной, прочный, с большой дальностью полета бомбардировщик Cigogna немедленно стал пропагандистским оружием в руках итальянских фашистов, при этом самолет действительно входил в число лучших средних бомбардировщиков мира.


В августе 1937 года бомбардировщики в составе итальянского авиационного легиона (Aviazione Legionaria) направили в Испанию для поддержки националистов Франко. Шесть BR.20 (переброшены в июле 1938 года), а позже еще семь машин из 7-го и 13-го авиаполков приступили к боевым вылетам 26 ноября. Самолеты бомбили Теруэль, приняли участие в битве на Эбро. Бомбометание выподнялось с высокой точностью, а высокая скорость, как правило,позволяла BR.20 избегать перехватов истребителями И-15 и И-16 республиканцев.Интенсивно BR.20 также использовались в Японии. На протяжении более 18 месяцев самолеты выполняли рейды на крупные города Китая, а зимой 1938-1939 годов использовались в качестве транспортных. Полеты на бомбометание выполнялись без сопровождения истребителями, так как боевой радиус истребителей не позволял эскортировать бомбардировщики, поэтому BR.20 несли тяжелые потери от китайских И-152.

10    июня 1940 года, в день вступления Италии во Вторую мировую войну, BR.20 состояли на вооружении четырех авиаполков. Через два дня ВВС Италии выполнили первый боевой вылет  восемь самолетов нанесли удар по французской военно-морской базе Тулон. Затем ударам авиации подверглись французские аэродромы и портовые сооружения в Марселе. Летом 1940 года был сформирован итальянский экспедиционный авиакорпус(Согро Аегео Italiano) для проведения совместных с Люфтваффе операций против Великобритании. 13-й и 43-й авиаполки ВВС Италии, вооруженные новейшими BR.20M, базировались в Бельгии на аэродромах Мельсброк и Чив-ри. С конца октября самолеты данных частей выполняли налеты на порты Харвич и Рамсгейт в Южной Англии.

11    ноября при налете на Харвич итальянские самолеты перехватили Hurricane британских ВВС, которые сбили пять BR.20 и три CR.42 сопровождения без потерь со своей стороны. После столь тяжелых потерь итальянские бомбардировщики стали действовать ночью. В ноябре  декабре было предпринято семь ночных налетов на Харвич и Ипсвич, но причиненный ущерб оказался незначительным.В октябре 1940 года бомбардировщики BR.20 использовались при вторжении в Грецию, а затем в ходе короткой кампании в Югославии. В марте 1941 года самолеты BR.20 применялись для ночных налетов на линии коммуникаций англичан в Ливии. Самолеты двух авиагрупп практически каждую ночь бомбили Мальту, а с августа 1942    года ограниченно действовали на Восточном фронте из Одессы.К этому времени количество подразделений, вооруженных самолетами BR.20, значительно уменьшилось, на смену BR.20 пришли самолеты Cant Z.1007 и Savoia-Marchetti SM.84.К началу 1943 года BR.20 почти полностью перешли на ведение разведки прибрежных акваторий, сопровождение конвоев, а также использовали как учебные машины. BR.20 из 38-го и 39-го авиаполков применялись для борьбы с партизанами в Албании и Югославии. К моменту заключения с Италией перемирия в сентябре 1943    года на вооружении осталось всего 67 BR.20.