Истребитель сопровождения Republic Р-47 Thunderbolt

Самолет Republic Р-47 Thunderbolt был спроектирован конструктором Александром Картвели и сыграл важную роль во Второй мировой войне как истребитель сопровождения и истребитель-бомбардировщик. В общей сложности было выпущено 15 677 самолетов.Конструктивно Р-47 явился продолжением семейства машин, которое началось с модели Р-35 конструкции Александра Северского и продолжилось самолетом Р-43 Lancer и проектировавшимся, но так и не пошедшим в сериюР-44. История же Р-47 началась фактически в 1940 году, когда командованиеавиакорпуса Армии США так и не пришло к окончательному решению  приобретать легкий или тяжелый истребитель.



Первоначальные планы военных заказать у «Republic» проекты легких истребителей АР-4 и АР-10 под обозначением соответственно ХР-47 и ХР-47А были отменены, как толькс поступили первые сообщения о результатах боевых действий в Европе. Тогда А. Картвели предложил свой тяжелый истребитель, который отвечал новым требованиям и был построен на базе двигателя Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp с турбокомпрессором.Компания «Republic» выиграла контракт на постройку прототипа нового самолета ХР-47В. Самолет представлял собой сво-боднонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. Он был облетан б мая 1941 года, но выявились некоторые недостатки, которые необходимо было устранить.Вскоре поступил заказ от Армии США на 171 серийный истребитель Р-47В. Самолеты начали покидать сборочные цеха в марте

1942    года, первые партии поступили в 56-ю истребительную группу через три месяца. К январю 1943 года эта авиагруппа была придана 8-й Воздушной армии, дислоцированной в Великобритании, и усилена подразделениями 78-й истребительной группы.Боевое крещение они прошли в апреле 1943 года.Первые столкновения с немецкими истребителями показали, что Thunderbolt не обладает достаточно высокими летными характеристиками и маневренностью на малых и средних высотах, а его дальность полета не позволяла использовать самолет в качестве истребителя сопровождения. Недостатки были устранены уже в последующих вариантах. В сентябре 1942 года появился Р-47С, в основном идентичный Р-47В, с июля1943    года самолеты получили возможность подвешивать 757-литровый ПТБ, что позволило Р-47С проникатьглубоко в воздушное пространство Германии.

Затем в серию поступил вариант P-47D. Одним из важных усовершенствований стало улучшение обзора назад, для чего потребовалось заменить сдвижной назад фонарь кабины на каплевидный, обеспечивавший круговой обзор. 8-я ВА получила первые P-47D в конце 1943 года, самолет также поступал по ленд-лизу в подразделения британских ВВС, дислоцированные в Бирме, под обозначениями Thunderbolt I и Thunderbolt II (самолеты имели обычные фонари кабины и каплевидные фонари, соответственно). Самолеты P-47D также поступали в Бразилию (88), ВВС Свободной Франции (446), Мексику (25) и СССР (203).Thunderbolt оказался весьма живучим самолетом, средние потери составляли 0,7% за боевой вылет. На один уничтоженный в бою Р-47 приходилось 4,6 сбитых самолетов противника. Всего самолеты выполнили 546000 боевых вылетов, сбив в воздухе 3752 самолета противника и уничтожив 3315 машин на земле.