Истребитель Seversky Р-35

Вполне надежный истребитель Р-35 не отличался высокими летными данными и на момент принятия на вооружение уже устарел. Короткая карьера истребителя в авиации Армии США завершилась уже в конце 1941 года, хотя ВВС Швеции использовали эти самолеты еще в течение нескольких лет.В 1935 году «Seversky Aircraft Corporation», основанная четырьмя годами ранее русским эмигрантом Александром Северским, включилась в конкурс на истребитель для авиации Армии США. Фирма представила на конкурс самолет SEV-2XP, разработанный под руководством главного конструктора фирмы грузинского эмигранта Александра Картвели (Картвелишвили).

Но в июне этот двухместный истребитель с неубираемым шасси (частично он был собран из комплектующих от учебного Seversky ВТ-8) получил повреждения перед запланированным полетом в одном строю с Curtiss Model 75. Армия решила возобновить испытания и поручила компании «Seversky» постройку улучшенного одноместного SEV-1XP с полууби-раемым шасси.Армия отложила подведение итогов конкурса до апреля 1936 года, a «Seversky» снова доработала свое изделие (в SEV-7) и в конечном итоге стала победителем. 16 июня 1936 года авиакорпус заказал 77 самолетов под обозначением Р-35. Поставки серийных Р-35 начались в мае 1937 года после сборки единственного АР-1, предназначенного для эксплуатационных испытаний. Новый самолет вызвал волну энтузиазма у летчиков Армии США, воспринявших истребитель как начало новой эры в авиации. Эн-, тузиазм не пошел на спад и после потери в 1938 году в летных происшествиях шести самолетов.Тем временем совершенствование Р-35 продолжалось в надежде на получение нового заказа от Армии США (этот путь привел к появлению ХР-41), гражданских организаций и в расчете на экспорт. С 1937 по 1939 год было построено или модернизировано несколько SEV-2S с целью выигрыша престижных гонок на приз Бендикса. Самолет выигрывал эти гонки в 1937 и 1939 годах.

Компания «Seversky» разработала двухместный истребитель/ис-требитель-бомбардировщик 2РА, на котором предусматривалась возможность замены колесного шасси на поплавковое. Один 2РА в 1938 году закупил СССР.Двадцать самолетов с колесным шасси купили ВМС Японии и использовали их недолгое время в период второй китайско-японской войны. На поставку 52 самолетов в Швецию наложило эмбарго правительство США, большинство машин этого заказа поступило в авиацию Армии США, где их применяли в качестве самолетов повышенной подготовки летчиков под наименованием АТ-12 Guardsman.В 1939 году Швеция все-таки стала главным экспортным покупателем Р-35 в одноместном варианте ЕР-1-06, закупив 120 истребителей тремя партиями. На ЕР-1-06 стоял мотор R-1830-45 мощностью 1050 л. с., вооружение  два крыльевых 12,7-мм пулемета.К этому времени компания «Seversky» столкнулась с организационно-финансовыми трудностями. В 1939 году после реорганизации Северский покинул основанную им фирму, а сама фирма сменила название на «Republic Aviation Corporation».Поставки первых самолетов Швеции начались в начале 1940 года, они поступили на вооружение 6-й флотилии ВВС Швеции, ответственной за ПВО Стокгольма.

В ВВС Швеции истребители обозначались J 9. На поставку последней партии из 60 ЕР-1-06 для Швеции правительство США наложило эмбарго. С октября 1940 года эти машины поступали на вооружение авиации Армии США под обозначением Р-35А.Три самолета использовали для обучения авиамехаников, а шесть передали Эквадору, где из них сформировали первую в эквадорской истории военную авиационную часть.Начиная с февраля 1941 года, оставшиеся самолеты (51 машина) поступили на вооружение трех истребительных эскадрилий авиакорпуса Армии США на Дальнем Востоке. Из-за нехватки патронов к 12,7-мм пулеметам большинство самолетов пришлось использовать как учебные. В ноябре две эскадрильи перевооружили с Р-35 на Curtiss Р-40Е, а большинство Р-35А оказалось сосредоточено в 34-й истребительной эскадрилье. Сразу после вторжения японцев 8 декабря на Филиппины Р-35 показал себя безнадежно устаревшим самолетом в сравнении с более маневренными японскими истребителями. Р-35 явно не хватало более мощного мотора, вооружение было слабым, а бронирование отсутствовало. 10 декабря японцы уничтожили при штурмовке аэродрома 12 самолетов Р-35А и еще шесть повредили. Через два дня пригодными к полетам осталось всего восемь Р-35А. В январе 1942 года все исправные Р-35А (пять машин) предприняли попытку перелететь с аэродрома Лубао на Батаан; два из них были сбиты.В ВВС Швеции J 9 оставался стандартным истребителем на протяжении всей Второй мировой. Десять самолетов оснастили фотокамерами. На закате карьеры J 9 использовались как связные и учебные, с вооружения их сняли в 1952 году.Р-35, неудачный как истребитель, тем не менее, сослужил добрую службу, положив через опытные ХР-41 и Р-43 Lancer начало удачному семейству истребителей Republic Р-47 Thunderbolt.