Истребитель P-51 Mustang



P-51 Mustang, один из лучших истребителей Второй мировой войны, начал свою карьеру под обозначением NA-73X. Самолет спроектировали согласно требованиям ВВС Великобритании от апреля 1940 года. Истребитель по причине ухудшения военного положенияВеликобритании требовался срочно  уже через 120 дней после получения заказа. Однако задержка возникла из-за мотора Allison V-1710-F3R, недобиравшего расчетной мощности 1100 л. с. (820 кВт). Первый полет прототип выполнил только 26 октября 1940 года. Испытания NA-73X шли трудно. Первый из 320 заказанных серийных NA-73 выполнил первый полет 1 мая 1941 года. Второй серийный самолет доставили в Великобританию в ноябре 1941 года.
 


Самолет, получивший обозначение Mustang Mk I, прошел интенсивные испытания, в ходе которых показал отличные летные данные на малых высотах, но с увеличением высоты полета характеристики снижались, так как выше 3660 м мощность мотора Allison резко падала. Из-за малой высотности самолет почти не годился для использования на этом ТВД в качестве истребителя, но вполне мог стать тактическим разведчиком, а благодаря внушительному вооружению из четырех 127-мм и четырех 7,62-мм пулеметов обладал потенциалом ударной машины. В апреле 1942 года Mustang Mk I с плановыми фотоаппаратами поступили на вооружение 2-й эскадрильи британских ВВС из Командования совместных действий с сухопутными войсками. Такими самолетами хотели вооружить не менее 23 эскадрилий, для чего был сделан заказ на 300 дополнительных машин. В то же время правительство США одобрило разработку и постройку двух прототипов ХР-51 для испытаний в авиакорпусе Армии США.

Чуть ранее авиакорпус заказал 150 истребителей Р-51 для отправки по ленд-лизу в Великобританию, от первых серийных самолетов их отличали протестированные баки и четыре 20-мм пушки, установленные вместо восьми пулеметов. Британские ВВС получили 93 таких самолета под обозначением Mustang Mk IA, а 55 оборудованных фотоаппаратами тактических разведчиков F-6A было поставлено ВВС Армии США. Еще на двух машинах установили моторы Merlin V-1650-3 постройки компании «Packard» мощностью 1430 л. с., после чего они получили обозначения сначала ХР-78, а затем ХР-51 В. На испытаниях ХР-51 в ВВС Армии США полностью подтвердились результаты испытаний Mustang Mk I в Великобритании. Проблему недостаточной высотности мотора и самолета можно было решить путем экспериментальной установки мотора Rolls-Royce Merlin 61. С мотором Merlin самолет ХР-51 показал на высоте 9085 м максимальную скорость 710 км/ч. Р-51 с двигателем Merlin рекомендовали запустить в массовое производство. Ранее в британских ВВС самолет приспособили для нанесения ударов по наземным целям, а ВВС Армии США заказали 500 истребителей-бомбардировщиков А-36А, изначально именовавшихся Apache, но позже названных так же, как и в Британии  Mustang.

На А-36А стояли тормозные щитки и бомбодержатели один такой самолет передали британским ВВС.Почти одновременно с закупкой машин А-36А ВВС Армии США заказали 310 истребителей Р-51А с моторомУ-1710-81 мощностью 1200 л. с., вооруженных четырьмя 12,7-мм пулеметами и оснащенных подкрыльевыми пилонами. Из этого количества 50 машин передали британским ВВС, где они именовались Mustang Mk II. 35 машин конвертировали в тактические разведчики F-6B для ВВС Армии США. Производство Р-51В с мотором Merlin началось в 1943 году на заводе «North American» в Инглвуде, Калифорния, всего построено 1998 таких машин. Затем производство переключилось на выпуск модификации Р-51С (строились на новом заводе в Далласе, Техас,1750 машин). Варианты «В» и «С» отличались от более ранних вариантов удлиненной носовой частью фюзеляжа, измененными элеронами и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов.

По ленд-лизу в Великобританию поставили 274 самолета Р-51 В и 636 Р-51 С, где последний вариант получил обозначение Mustang Mk III. 71 самолет вариантов Р-51С и Р-51В, полученных ВВС Армии США, прошел модернизацию в тактические фоторазведчики F-6C. Самым массовым серийным вариантом являлся Р-51 D (построено 7 956 машин) с каплеобразным фонарем кабины, измененной хвостовой частью фюзеляжа и вооружением из шести 12,7-мм пулеметов. 136 самолетов Р-51D прошли доработку в тактические разведчики F-6D. 281 самолет передали британским ВВС, где их обозначили Mustang Mk IV. Затем было построено 1500 конструктивно близких самолетов варианта Р-51 К; 150 из них доработали в разведчики F-6K, а 594 передали британским ВВС (обозначались, как и вариант P-51D  Mustang Mk IV). Облегченные опытные самолеты XP-51G и ХР-51J отличались друг от друга моторами, на основе этих машин спроектировали финальный вариант Р-51 Н.

До окончания войны в Европе было построено 555 из 2000 заказанных самолетов Р-51Н, с окончанием войны контракт аннулировали. Также был аннулирован заказ на 1700 самолетов варианта Р-51 L, отличавшихся от Р-51 Н только мотором V-1650-11, и отменен заказ на 1628 машин варианта Р-51 М. Р-51М планировалось выпускать на заводе в Далласе, как Р-51Н, но успели построить один или два самолета. Всего в США изготовили 15 386 самолетов Mustang, еще 80 Р-51D было собрано австралийской компанией «Commonwealth Aircraft Corporation» из американских комплектующих. Эти самолеты состояли на вооружении ВВС Австралии под обозначением Mustang Mk 20.За «отверточной» сборкой последовало полноценное лицензионное производство. В ходе него построили 26 самолетов Mustang Mk 21 с моторами V-1650-7, 14 из которых позже модернизировали в разведчик Mustang Mk 22, и построили 67 Mustang Mk 23 с моторами Merlin 66 или 70. Также было выпущено 13 новых разведчиков Mustang Mk 22. К концу войны на вооружении ВВС Австралии не осталось ни одного самолета Mustang.

В рамках ленд-лиза 50 самолетов Р-51 D поставили Китаю, 40  голландским частям на Тихоокеанском театре военных дей-
ствий. Часть Р-51, ранее состоявших на вооружении ВВС Армии США, передали гоминьдановским войскам Китая. В первые послевоенные годы Р-51 оставались на вооружении  Стратегическое авиационное командование использовало Mustang до 1949 года, в 1950-е годы самолеты оставались на вооружении частей резерва ВВС США и Национальной гвардии. Mustang стал первым самолетом ВВС США, которые принял участие в войне в Корее. С вооружения Истребительного командования британских ВВС Mustang сняли в 1946 году. Самолеты, снятые с вооружения в США и Великобритании поступили в ВВС более 50 стран мира.


Р-51 разных модификаций дорабатывались в гоночные самолеты. На одной машине с мотором Rolls-Royce Griffon мощностью 3800 л.с. был установлен мировой рекорд скорости для самолетов с поршневым двигателем  803,139 км/ч; этот рекорд не побит до сих пор.В 1950-е годы компания «Trans-Florida Aviation» рекламировала двухместную пассажирскую конверсию. Эстафету приняла «Cavalier Aircraft Corporation», которая в конце 1960-х годов разработала на основе Mustang несколько вариантов самолетов для борьбы с партизанами и передового авианаведения. Права на выпуск этих машин купила у «Cavalier» фирма «Piper Aircraft Corporation», предложившая в 1971 году вариант Enforcer. В 1981 году ВВС США заключили с «Piper» контракт на постройку двух турбовинтовых прототипов РА-38 Enforcer. Прототипы выполнили первые полеты 9 апреля и 8 июля 1983 года.