Истребитель Nakajima Ki-84


Истребитель-перехватчик и истребител ь-бомба рди ров-щик Ki-84 Hayate появился только летом 1944 года. Поступи этот самолет в войска раньше и в больших количествах, он мог бы стать серьезной проблемой для противника, так как по скороподъемности и маневренности превосходил действовавшие на Тихом океане North American Р-51D Mustang и Republic P-47N Thunderbolt.


К проектированию Ki-84 приступили в начале 1942 года. После испытаний двух прототипов было заказано 83 самолета для опытной эксплуатации и 42 предсерийных.В конце 1943 года началось крупносерийное производство изделия, названного «армейский истребитель Тип 4 Модель 1А Hayate» (Ki-84-la). Выпуск этих самолетов получил высокий приоритет. Машины для испытаний и предсе-рийные вооружались двумя 12,7-мм пулеметами и двумя крыльевыми 20-мм пушками. На последующей модификации Ki-84-lb пулеметы заменили 20-мм пушками. Ki-84-lc вооружался двумя 20-мм и двумя 30-мм пушками. На Ki-84-ll из-за дефицита легких металлических сплавов в конструкции пришлось использовать древесину, самолет выпускался в вариантах с вооружением, как у Ki-84-lb или Ki-84-lc.

Истребитель, получивший кодовое обозначение «Frank» в США и у союзников, активно применялся на фронте с конца 1944 года. Всего построено 3514 самолетов, включая 94 машины, собранные компанией «Mansyu», три цельнодеревянных прототипа Ki-Юб и один Ki-113 с увеличенным количеством стальных элементов конструкции. Финальным вариантом стал единственный Ki-116, переделанный компанией «Mansyu» из стандартного Ki-84-la и оснащенный мотором воздушного охлаждения Mitsubishi На-33 мощностью 1500 л. с.