Истребитель Nakajima Ki-27 Nate


В конце 1930-х годов японская армия уступала флоту в вопросе оснащения современными истребителями. Особенно четко это проявилось после начала войны с Китаем в 1937 году. В итоге командование японской Императорской армии приняло решение принять на вооружение своих ВВС новый истребитель Ki-27. Европейские авиакомпании, особенно британские, часто критиковали за то, что в тот период они в ущерб традиционным конструкциям увлеклись работами по самолетам с цельнометаллической несущей обшивкой. Японские же авиаконструкторы в 1934-1938 годах проектировали машины более традиционной конструкции, но отличавшиеся применением современных двигателей и различных бортовых систем, наличием закрылков, сдвижного фонаря и пр. Всеми этими особенностями обладал и новый истребитель ВВС японской армии Nakajim< Ki-27, совершивший первый полет 15 октября 1936 года.



Единственным его недостатком были излишняя «легкость» конструкции и слабое вооружение. Японские авиаконструкторы старались за счет этого обеспечить самолету лучшие маневренность и летные характеристики. Эти данные самолета возможно было еще улучшить при использовании двигателя, являвшегося фактически доработанным вариантом лицензионного Bristol Jupiter.Ki-27 заказчику понравился, и к апрелю 1938 года значительное количество новых истребителей уже появилось в небе над Китаем. Первый же боевой опыт, полученный летчиками Ki-27 в марте 1938 года над Северным Китаем, продемонстрировал высокие характеристики новой машины. Самолет имел слабое бронирование и вооружение, на нем отсутствовали протестированные топливные баки, но благодаря высокой скорости, скороподъемности и маневренности он превосходил в бою всех своих противников. Ki-27 не имел себе равных конкурентов, пока на фронте не появились советские И-16.

'В 1940 году к выпуску самолета привлекли компанию «Mansyu» марионеточного государства Маньчжоу-го, которая до весны 1942 года выпустила 3396 истребителей. Союзники поначалу присвоили Ki-27 обозначение «Abdul», а затем  «Nate». В первый период войны на Тихом океане японские Ki-27 не уступали и даже во многом превосходили истребители, имевшиеся в распоряжении союзников. Но с появлением у противника новейших истребителей дни Ki-27 были сочтены  вскоре эти машины передислоцировали в метрополию и передали ПВО страны, а с 1943 года они стали использоваться преимущественно как учебные. Идейным продолжателем Ki-27 стал истребитель Nakajima Ki-43. Хотя летчики добились на обеих машинах весьма впечатляющих боевых успехов, оба истребителя не смогли на равных соперничать с современными истребителями союзников. Последний период службы Ki-27, как и многих других японских самолетов, был связан с применением их в подразделениях «камикадзе».