Истребитель ЛаГГ-3

В начале войны ЛаГГ-3 стали одними из немногих истребителей, способных на равных бороться с немецкими самолетами. И хотя ЛаГГ-3 имели ряд недостатков, в целом они позволили советским летчикам сдержать мощный натиск врага.Вначале 1939 года в Кремле прошло совещание, посвященное вопросам авиационной промышленности, вскоре после которого группа авиаконструкторов, разработавшая проект скоростного истребителя И-22 (С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков), получила в свое распоряжение завод №301 в Химках.

29 августа 1939 года вышло постановление СНК СССР о постройке двух экземпляров цельнодеревянного истребителя, получившего обозначение И-301. Первый  высотный истребитель с двигателем М-105ТК  надлежало построить к февралю, а второй  фронтовой истребитель с мотором М-106П  к маю 1940 года. Первым в разработку пошел фронтовой истребитель, но с мотором М-105. Прототип был готов к весне 1940 года  28 марта он впервые поднялся в воздух, а 15-27 июня уже проходил испытания в НИИ ВВС. В ходе последних выявились различные недоработки, но заказчик рекомендовал построить небольшую партию для войсковых испытаний и одновременно начать подготовку к серийному производству нового самолета.

После доработки И-301 под новые требования заказчика (увеличенная дальность) самолет был вновь предъявлен на испытания, включая применение вооружения. В конце 1940 года Лавочкин, Горбунов и Гудков за создание И-301 получили Сталинскую премию, а 27 декабря приказом НКАП СССР новый истребитель, рекомендованный после внесения необходимых усовершенствований в серийное производство, получил официальное обозначение ЛаГГ-3 (обозначение ЛаГГ-1 иногда применяли к первому варианту И-301). Строить самолет должны были сразу четыре завода  в Горьком (головной завод), Таганроге, Ленинграде и Новосибирске. Утвержденный на 1941 год план предусматривал сборку 2960 самолетов, но до начала войны успели выпустить 322 машины.20 июня 1941 года ЛаГГ-3 завершил испытания в НИИ ВВС, по итогам которых были выявлены различные конструктивно-производственные и эксплуатационные дефекты. Поступали рекламации из строевых частей. Попытки устранить выявленные недостатки привели к росту массы истребителя и, соответственно, снижению скорости и дальности полета.