Истребитель Hawker Tempest


На истребителе Tempest, спроектированном ведущим конструктором компании «Hawker» сэром Сиднеем Кэммом, должны были устранить все проблемы, присущие ранее Typhoon. В итоге самолет стал лучшим истребителем британских ВВС для боев на малых и средних высотах и оказался хорошим средством борьбы с «летающими бомбами» («Фау-1»). Одним из проблемных мест Typhoon было крыло  слишком большая относительная толщина ограничивала скоростные качества машины.В марте 1940 года было завершено проектирование нового, более тонкого  как у Spitfire  крыла. Новая модификация получила обозначение Typhoon Mk II и отличалась удлиненной носовой частью (это позволило разместить дополнительный топливный бак и компенсировать уменьшение емкости баков в более тонком крыле), а также модифицированным шасси и новым более мощным двигателем Napier Sabre Mk IV. Узкие радиаторы разместили в крыле.

Однако весной 1942 года проблемы с двигателем Napier заставили разработчика рассмотреть варианты с моторами Rolls-Royce Griffon и Bristol Centaurus. К осени 1942 года было принято решение изучить возможность применения пяти разных вариантов силовой установки, а название нового самолета изменили с Typhoon Mk II на Tempest. Пять модификаций Tempest с различными типами двигателей получили следующие обозначения: Mk I (двигатель Sabre IV, радиаторы в крыле); Mk II (Centaurus IV); Mk III (Griffon IIB); Mk IV (Griffon 61) и Mk V (Sabre II установлен по типу серийных Typhoon). Задержка с разработкой двигателей Sabre IV и Centaurus, а также необходимость внесения существенных конструктивных изменений в случае установки двигателя Griffon, привели к тому, что раньше всех был готов вариант Tempest Mk V. Прототип его, НМ595, представлял собой Typhoon с новым тонким крылом. Результаты испытаний были обнадеживающие, по скорости и скороподъемности машина существенно превосходила Typhoon. Правда, удлиненная носовая часть нарушила устойчивость, так что пришлось увеличить площадь хвостового оперения и ввести форкиль. Кроме того, был применен односегментный сдвижной фонарь кабины.

Работы над другими модификациями были не столь успешны. Варианты с двигателями Griffon были прекращены в проработке  все двигатели Griffon направлялись на оснащение истребителей Spitfire. Вариант Mk I, оснащенный Sabre IV, был облетан в феврале 1943 года, но недостатки двигателя и отрицательное отношение заказчика к крыльевым радиаторам привели к закрытию проекта. Разработка же Mk II была отложена на более дальнюю перспективу.Первый серийный Tempest Mk V Series I был облетан в июне 1943 года, самолет был вооружен двумя длинноствольными пушками Hispano Mk II (последующие машины модификации Series II вооружались пушками Hispano Mk V с более короткими стволами и могли нести подвесные топливные баки). Испытания серийной машины проводились в Экспериментальном центре авиации и авиационного вооружения британских ВВС (А&АЕЕ) и Группе разработки тактики воздушного боя (AFDU). Были получены превосходные результаты на малых и средних высотах. С небольшими доработками, такими как внедрение элеронов с пружинным сервокомпенсатором, Tempest Mk V был принят на вооружение британских ВВС.

Первой к эксплуатации новых самолетов в апреле 1941 года приступила 3-я эскадрилья. В мае к ней присоединилась 486-я эскадрилья новозеландских ВВС  обе эскадрильи приняли участие в подготовке к десантной операции в Нормандии. Боевое крещение Tempest состоялось только 8 июня, когда 3-я эскадрилья, ведомая уинг-коммандером Роландом Бимонтом, вышла на перехват семи Bf 109G. Британцы сбили три вражеских истребителя, не потеряв ни одной машины. Однако в середине июня задачи двух эскадрилий кардинально изменились  противник применил по британским городам первые ракеты «Фау-1», или как их тогда называли «летающие бомбы». Первые ракеты были обнаружены летчиками 3-й эскадрильи 13 июня. Три дня спустя обе эскадрильи вместе с другими эскадрильями, вооруженными самыми лучшими истребителями, были сведены в Командование ПВО Великобритании (ADGB).

Эскадрильи Tempest дислоцировались в Ньючерч и первые свои «Фау-1» сбили 16 июня, а к концу первой недели обе эскадрильи сбили уже 150 «летающих бомб». Однако противник начал применять ракеты и ночью, поэтому для борьбы с ними в Ньючерч было сформировано особое подразделение (Fighter Interception Unit, FIU), в которое включили и некоторое количество Tempest Mk V. Один из летчиков этого подразделения, флайт-лейтенант Берри, записал на свой счет 52,5 победы.В начале июля авиакрыло в Ньючерч было усилено 56-й эскадрильей, а уже к концу августа интенсивность применения «Фау-1» существенно снизилась. К тому моменту летчики из Ньючерч одержали 632 победы, что вместе с 86,5 победами летчиков из FIU сделало Tempest самым эффективным средством борьбы с «летающими бомбами».

Tempest Mk V внесли весомый вклад и в боевые победы 2-й тактической Воздушной армии британских ВВС, воевавшей в Европе. Имевший мощное вооружение Tempest оказался весьма эффективен и при штурмовке различных наземных целей. В последние семь месяцев войны семь эскадрилий 2-й ВА нанесли противнику серьезный урон. Более 250 самолетов противника было уничтожено в воздухе и еще несколько сотен  на земле. Tempest Mk V стал одним из лучших боевых самолетов союзников на завершающем этапе войны.Разработка Tempest Mk II продолжалась и в начале 1944 года, а первый серийный самолет поступил на испытания в центр А&АЕЕ в мае 1944 года. Поставки машин заказчику были начаты в начале 1945 года, но ввиду того, что боевые действия в Европе близились к завершению, было принято решение доработать самолет для боевого применения в Азии. Испытания прошли достаточно успешно, но и на Тихом океане война завершилась до того, как Tempest Mk II смог попасть на фронт.