Истребитель Grumman F2F


Компания «Grumman» ныне ассоциируется с самолетами корабельного базирования, строившимися последние полвека, но «Iron Works» занималась выпуском палубнью истребителей еще задолго до Второй мировой войны.
Первым самолетом Лероя Груммана, одного из основателей «Grumman Corporation», стал двухместный FF-1, совершивший первый полет 21 декабря 1931 года и ставший первым истребителем авиации ВМС США с убирающимся шасси и закрытыми кабинами экипажа. Самолет оказался настолько скоростным, что разработчик и заказчик пришли к выводу — его уменьшенная одноместная модификация окажется существенно лучше истребителей Boeing F4B-4 и Curtiss FI 1С-2, заказанных к тому времени ВМС США. В итоге 2 ноября 1932 года ВМС разместили заказ на постройку одноместного прототипа XF2F-1  разработчик арендовал предприятие в Фармингдейле на Лонг-Айленде и приступил к выполнению контракта. В 1927 году ВМС приняли решение устанавливать отныне на все свои истребители звездообразные моторы, поэтому XF2F-1 получил новый двухрядный 14-цилиндровый Pratt & Whitney XR-1535-44 Twin Wasp Junior мощностью 625 л. с.Основные стойки шасси убирались в фюзеляж, в нишу за мотором, для чего необходимо было сделать 32 оборота соответствующей рукояткой. Убирающимися также были выполнены хвостовое колесо и посадочный гак. Небольшие размеры самолета  размах крыла 8,69 м и длина 8,56 м  позволяли разместить на авианосце больше истребителей. 8 октября 1933 года XF2F-1 (№9342) совершил первый полет с аэродрома в Фармингдейле: максимальная скорость составила 369 км/ч, взлетная масса  1604 кг, плюс к тому — великолепная маневренность.


19 января 1935 года заказчик получил первые 54 F2F-1, истребитель оставался на вооружении авианосных эскадрилий более пяти лет. Самолеты оснащались двигателями Twin Wasp Jr. R-1535-72 взлетной мощностью 700 л. с., обеспечивавшими F2F-1 максимальную скорость на уровне моря 327 км/ч и 372 км/ч на высоте 2286 м.Первый серийный F2F-1, №9623, поступил в январе 1935 года в испытательное подразделение авиации ВМС США в Анакостии, а следующие 22 самолета получили окраску истребительной эскадрильи 2В (VF-2B), приписанной к авианосцу «Лексингтон». В апреле — июне 1935 года эскадрилья ЗВ, приписанная к АВ «Рейнджер», получила двадцать F2F-1, последние две машины из заказа на 55 машин были переданы заказчику 2 августа 1935 года. Последняя партия самолетов поступила в резерв, девять из них в октябре 1935 года заменили FF-1 в эскадрилье 5В (АВ «Рейнджер»),

ВМС США 15 октября 1934 года заказали проектирование и постройку одного прототипа усовершенствованного самолета XF3F-1  стоимость контракта составила 75850 долларов, но «Grumman» пришлось построить под одним серийным номером (№9727) три самолета.XF3F-1 оснащался тем же двигателем R-1535-72, но фюзеляж был удлинен, площадь крыльев бипланной коробки выросла с 21,37 м2 до 24,21 м2, а уменьшение диаметра колес основных стоек шасси с 0,81 м до 0,66 м позволило убрать выпуклость в районе ниши уборки шасси (за мотором) и сделать фюзеляж аэродинамически чище. 20 марта 1935 года первый из трех XF3F-1 в воздух поднял летчик-испытатель компании Джимми Коллинз. Через два дня Коллинз погиб во время очередного полета — во время выхода из пикирования на большой скорости самолет просто развалился в воздухе. В сжатые сроки был построен второй прототип с усиленной конструкцией, который был облетан в Фармингдейле 9 мая и затем доставлен в Анакостию. Однако в ходе очередного полета новый XF3F-1 вошел в штопор, и летчику пришлось быстро покинуть самолет. Разбитый самолет отправили обратно «Grumman», где его за три недели восстановили и 20 июня вернули в Анакостию.

24 августа 1935 года ВМС США заказали 54 истребителя F3F-1, что позволило сформировать две эскадрильи по 18 машин в каждой (плюс 50%-ный запас). Двигатель R-1535-84 в целом имел схожие с R-1535-72 рабочие характеристики и комплектовался двухлопастным воздушным винтом Hamilton Standard диаметром 244 см. Масса машины выросла в сравнении с F2F-1 с 1745 кг до 1892 кг, максимальная скорость на высоте 2286 м составила 372 км/ч, посадочная скорость осталась 106 км/ч, но дальность полета сократилась до 1606 км. Практический потолок вырос до 8687 м.Вооружение самолета включало стандартный 7,62-мм пулемет М2 слева под капотом (боезапас 500 патронов), а на правом борту установили 12,7-мм пулемет с боезапасом 200 патронов. Под крылом можно было подвесить по одной 53-кг бомбе Mk IV с каждой стороны, прицеливание в пикировании осуществлялось при помощи прицела, используемого и для стрельбы из пулеметов. В состав оборудования входили рация, спасательная лодка и запас кислорода.Размах большего крыла у новой модели составлял 9,75 м, длина машины  7,09 м. Крыло самолета  типичное для бипланов «Grumman» — с двумя лонжеронами коробчатого типа у верхнего и нижнего крыла бипланной коробки, полотняной обшивкой и N-об-разным подкосом между верхним и нижним крыльями. Элероны были лишь на верхнем крыле, они имели дюралюминиевый силовой набор и полотняную обшивку. Расстояние между крыльями —1,52 м. Первый F3F-1 (0211) был передан заказчику 29 января 1936 года.513-я и 613-я истребительные эскадрильи с авианосцев «Рейнджер» и «Саратога» получили F3F-1 в марте — июле, последняя машина передана 21 сентября

1936    года. Новая эскадрилья авиации КМП США — истребительная 4М в Сан-Диего — получила шесть машин в январе 1937 года. Фирма «Grumman» предложила вариант F3F, оснащенный новым двигателем серии Wright Cyclone G с двухступенчатым нагнетателем. Работа над прототипом началась еще до подписания контракта с заказчиком, а 27 июля 1936 года Джеймс Тейлор перегнал XF3F-2 (№0452) в Анакостию. ВМС подписали 23 марта 1937 года контракт на 81 серийный F3F-2, которые строились на новом предприятии «Grumman» в Бетпейдже, штат Нью-Йорк, исключая крылья и хвостовое оперение — они выпускались по субконтракту «Brewster». Первый F3F-2 (№0967) прибыл в Анакостию 17 июля1937    года. Хотя самолет был официально рекомендован к принятию на вооружение только в ноябре, в отчете по результатам испытаний он описывался как «самый подходящий на сегодня для ВМС одноместный истребитель».

F3F-2 оснащался двигателем Wright R-1820-22 взлетной мощностью 950 л. с., позволявший развивать машине на высоте 4648 м скорость 418 км/ч. Вооружение осталось как на F3F-1. Второй F3F-2 поступил в 6-ю истребительную эскадрилью АВ «Энтерпрайз» 1 декабря, а к апрелю 1938 года F2F-1 этой эскадрильи сменили26 новых машин. 1-я истребительная эскадрилья авиации КМП в Куантико получила несколько самолетов в марте 1938 года, заменив ими Boeing F4B-4, на F3F-2 была перевооружена и 2-я эскадрилья в Сан-Диего (бывшая эскадрилья 4М). В мае 1938 года ВМС США получили последний F3F-2 — на тот момент все семь истребительных эскадрилий авиации ВМС и КМП США летали на одноместных машинах. 21 июня ВМС США заказали 27 самолетов F3F-3, отличавшихся усовершенствованной конструкцией для снижения аэродинамического сопротивления, включая переделанные капот и козырек кабины, а также имевших новый воздушный винт Hamilton диаметром 2,67 м.

16 декабря 1938 года первый F3F-3 (№ 1444) был передан в Анакостию для приемо-сдаточных испытаний, причем первые 18 серийных машин получили окраску 5-й истребительной эскадрильи (АВ «Йорктаун»)  красная хвостовая часть, остальные же самолеты остались на берегу в качестве резерва.F3F-3 имел те же двигатель и вооружение, его максимальная скорость на уровне моря составляла 385 км/ч, а на высоте 4633 м — 425 км/ч. 10 мая 1939 года был передан последний F3F-3, и выпуск в США истребителей-бипланов завершился. Когда 20 июня 1941 года 5-я истребительная эскадрилья списала последние F3F-3, на авианосцах не осталось ни одного истребителя-биплана. Последний F3F-2 в авиации морской пехоты списали 10 октября 1941 года. «Grumman» передала ВМС США 220 одноместных бипланов, из которых 140 на декабрь 1941 года оставались в качестве учебных.