Истребитель французских ВВС Morane-Saulnier MS.406


Когда Германия в 1940 году вторглась во Францию, MS.406 был самым многочисленным истребителем французских ВВС. Благодаря Швейцарии эти истребители оставались на вооружении почти 20 лет.Разработка MS.406 началась в сентябре 1934 года, когда ВВС Франции сформулировали техническое задание на одноместный истребитель. Новый самолет с работающей обшивкой из фанеры и алюминия проектировали под мотор Hispano Suiza 12Ygrs мощностью 860 л. с. (642 кВт). Вооружение состояло из одной 20-мм стреляющей через втулку винта пушки и двух 7,5-мм крыльевых пулеметов.

Первый прототип, обозначавшийся MS.405, выполнил первый полет 8 августа 1935 года. Работы велись неспешно  второй прототип с мотором HS 12Ygrs мощностью 900 л. с. выполнил первый полет только 20 января 1947 года. Второй прототип показал максимальную скорость 443 км/ч.В конструкцию 15 предсерий-ных MS.405 внесли ряд изменений, в том числе, начиная с четвертого самолета, ставили мотор HS 12Y31. Серийные самолеты получили обозначение MS.406. Большинство MS.405 использовалось для испытаний, но несколько машин после начала войны передали в строевые части.На серийных MS.406 стоял 860-сильный мотор 12Y31, серийное производство началось в1938 году. Весь заказ на 1000 истребителей одна «Morane-Saulnier» выполнить не могла, поэтому производство разместили на нескольких заводах национализированной авиапромышленности Франции. Первый серийный истребитель поднялся в воздух 29 января

1939 года. На момент объявления Францией войны Германии (3 сентября 1939 года) в составе французских ВВС имелось 826 истребителей, в том числе и 535 MS.406. Темп производства MS.406 достиг 11 самолетов в день.Объем производства постоянно рос. К 10 мая 1940 года было собрано 1070 MS.406  больше чем истребителей всех других типов. MS.406 поступили на вооружение следующих истребительных авиагрупп: GCIII/1, II/2, III/2 и III/3 в северной оперативной зоне (ZOAN), GC1/2, II/6 и III/7 в восточной зоне (ZOAE), GC Ш/6 и II/7 на юге (ZOAS) и GC II/3 и 1/6 в Альпах (ZOAA).Подразделения ZOAN вступили в бой первыми, и сразу стало ясно, что MS.406 во всех отношениях слабее Messerschmitt Bf 109. Отчасти недостатки истребителя компенсировали храбрость и личная подготовка французских летчиков, но счет в воздушных боях был в пользу Люфтваффе. Летчики MS.406 сбили 175 самолетов противника, потери в MS.406 составили более 400 машин, уничтоженных, главным образом, на земле. В то время как сражения с немцами шли на севере, с юга во Францию вторглись итальянцы  MS.406 теперь сражались и на юге. Одним из последних подразделений, перевооруженных на MS.406, стала эскадрилья АС.5 ВМС Франции, которой передали из ВВС Франции 11 истребителей.

Экспортные истребители

Из большого количества MS.406, построенных в 1939-1940 годах,30 самолетов поставили Финляндии и 30  Турции. Затем предполагался экспорт в Китай (12), Польшу (50), Литву (13) и Югославию (20), но эти планы остались нереализованными, так как все машины экспортных заказов руководство Франции перенаправило в собственные ВВС.Компания «Morane-Saulnier» продолжала работать над совершенствованием истребителя, устранением дефектов и повышением летных данных, в результате чего появился MS.410. Полу-убираемый радиатор доставлял немало проблем в эксплуатации, его заменили на фиксированный. Крыло облегчили и доработали под установку четырех (вместо двух) пулеметов с ленточным питанием — на MS.406 стояли пулеметы с магазинным питанием. В MS.410 планировалось доработать 74 самолета MS.406, но до падения Франции модернизацию провели лишь на пяти из них. Остальные машины дорабатывались после 25 июня 1940 года уже под германским контролем. Более 50 самолетов собрали для Финляндии, эти истребители интенсивно использовались на советско-фин-ском фронте.

Уцелевшие самолеты ВВС Франции унаследовало правительство Виши. MS.406 вооружили только одну боевую эскадрилью ВВС Виши, остальные самолеты использовались в учебных подразделениях. В ноябре 1942 года после оккупации Германией южной части Франции 98 самолетов MS.406 передали третьим странам: Финляндии (2), Хорватии (44) и Италии (52).В Финляндии мощность силовой установки MS.406 сочли недостаточной и разработали собственный вариант Мбгко с советским мотором М-105П, большое количество которых было захвачено германскими войсками. Мбгкб вооружили стреляющей через вал винта 20-мм пушкой MG151. Первый полет Мбгкб выполнил 4 февраля 1943 года, но к моменту завершения войны с СССР финны смогли собрать только два самолета. Тем не менее 41 MS.406 и MS.406 переоснастили моторами М-105П. Нехватка пушек MG 151 привела к тому, что некоторые Morko-Moraani вооружались 12,7-мм советскими пулеметами УБ М.Е. Березина. Эксплуатировались эти самолеты до 1952 года.

Вариант для Швейцарии

В сентябре 1938 года Швейцария закупила один предсерийный MS.405 (второй  в апреле 1939 года) как эталон для лицензионного производства. Самолет получил обозначение MS.406H, он сочетал планер от MS.405 с мотором 12Y31 от MS.406. В 1939-1940 годах на заводе компании EFW было построено 84 серийных D-3800. После снятия с вооружения частей первой линии эти истребители использовались как учебные, последний из них списали в 1954 году. Для Швейцарии «Morane-Saulnier» вела проектирование MS.412 с мотором 12Y51 мощностью 1050 л. с. Проектирование завершили в Швейцарии, где машине присвоили обозначение D-3801. Первый полет прототип выполнил в октябре 1940 года, а в 1941-1945 годах три завода (EFW, «Dornier» и SWS) изготовили 207 машин. Еще 17 машин было собрано в 1947-1948 годах из ранее выпущенных деталей. На вооружение истребитель D-3801 поступил в 1941 году, на закате карьеры самолеты использовались как учебные и буксировщики мишеней; последний списали в 1959 году.