Истребитель-бомбардировщик Typhoon


После более чем годичных заводских и войсковых испытаний истребитель-бомбардировщик Typhoon не вызывал энтузиазма у пилотов. Низкая надежность силовой установки и разрушения конструкции делали дальнейшую судьбу этого самолета неопределенной. В сентябре 1941 года первое подразделение  56-я эскадрилья под командованием сквадрон-лидера Дандаса  сменила свои Hurricane на Typhoon Mk LA. В январе 1942 года за ней последовала 266-я эскадрилья, вооруженная до того Spitfire, а в апреле  609-я эскадрилья (также ранее вооруженная Spitfire). Все три эскадрильи базировались в Даксфорде.Этим заслуженным подразделениям Typhoon, несмотря на высокую скорость и мощное вооружение (состоявшее из двенадцати 7,7-мм пулеметов), пришелся не ко двору  он был почти в два раза тяжелее Spitfire и не отличался красотой обводов, как истребитель Supermarine. Более того, в результате долгого устранения проблем с самолетом погибло много пилотов.

Тем временем под руководством уинг-коммандера Д. Джилема предпринимались усилия по приведению авиакрыла в Даксфорде в состояние полной боеготовности. Этого удалось добиться к 28 мая 1942 года, когда самолеты 266-й эскадрильи были подняты по тревоге на перехват самолета противника, ранее ушедшего от Spitfire. В следующие недели было еще несколько вылетов по тревоге, но столкновения с самолетами противника были редкими. Также проводились вылеты над территорией оккупированной Франции, обычно для поддержки рейдов бомбардировщиков в операции «Цирк».Первой победы Typhoon добились 9 августа, когда два самолета из 266-й эскадрильи перехватили Junkers Ju 88 у побережья в районе Кромера. Три дня спустя крыло впервые приняло участие в крупной акции — зачистке воздушного пространства перед операцией «Юбилей» (неудачной высадки в Дьеппе).Длинный список недостатков Typhoon пополнился еще и недостаточной маневренностью на высотах более 4572 м. Хотя TyphoonTyphoon Мк IB раннего выпуска из 7 93-й эскадрильи вскоре после начала службы в 1942 году. «Автомобильная дверь» для посадки в кабину, фонарь с мощным переплетом и трехлопастный винт были отличительными чертами машин раннего выпуска. создавался для уничтожения бомбардировщиков, он не использовался по назначению. Поэтому для самолета подобрали новые задачи, позволявшие использовать его высокие характеристики на малых высотах, включая максимальную скорость — 644 км/ч.

В сентябре 1942 года авиакрыло Даксфорда и две (257-я и 486-я) из трех новых эскадрилий Typhoon, перевооруженных летом, были развернуты на южном побережье Англии. Им предстояло бороться с истребителями-бомбардировщиками Fw 190 и Bf 109 Люфтваффе, оказавшимися практически малоуязвимыми для истребителей Spitfire и совершавшими беспокоящие налеты на прибрежные города. Typhoon Mk IB были вооружены четырьмя 20-мм пушками Hispano (вместо пулеметов уварианта Mk IA). Мк IB также сменили самолеты раннего типа в уже сформированных к тому времени эскадрильях «Tiffie». Такой «поход на юг» оказался удачным — к середине 1943 года было уничтожено свыше 60 германских рейдеров, в том числе и более 40 Fw 190. Перехваты часто завершались над самыми волнами Ла-Манша, когда у пилотов Люфтваффе оставался единственный выход — сжаться за бронеспинкой и дать полный газ двигателю. Fla малых высотах Typhoon превосходил самолеты Fw 190.

В сентябре 1942 года были сформированы две первые эскадрильи истребителей-бомбардировщиков Typhoon — 181-я и 182-я. Их самолеты могли нести по паре 114-кг или 227-кг бомб под каждым крылом. На протяжении 1943 года к ним постоянно присоединялись другие бомбардировочные эскадрильи, в задачу которых входили удары по аэродромам, заводам, железным дорогам, портам на территориях оккупированных Франции, Бельгии, Голландии и по судоходству. В конце 1943 года
наивысший приоритет получили рейды «Noball» против стартовых позиций самолетов-снарядов V-1.К концу года не менее 18 эскадрилий Typhoon преимущественно действовали в качестве истреби-телей-бомбардировщиков. После устранения основных проблем с двигателем Sabre и снижения поломок хвостовой части, Typhoon стал основным ударным самолетом 2-й тактической Воздушной армии, которая была сформирована для оказания поддержки британским и канадским войскам в предстоящей высадке в Европе. Хотя еще несколько эскадрилий продолжали демонстрировать великолепные характеристики Typhoon в качестве истребителя для малых высот, дни их в этой роли были сочтены.

В октябре 1943 года в арсенале Typhoon появился еще один новый тип оружия — ракетные снаряды (RP). Уже опробованные эскадрильями Hurricane и Swordfish, RP оказались особенно эффективными в сочетании с самолетом Typhoon, устойчивость и высокая скорость которого делали его идеальной платформой для точной стрельбы. Хотя ракеты были взаимозаменяемы с бомбами (в зависимости от типа цели), высокая нагрузка на наземный персонал привела к специализации эскадрилий Typhoon по типу вооружения — бомбы или ракеты. Оба типа вооружений активно использовались во время кампании против позиций V-1, а затем, в мае 1944 года, в кампании против немецких береговых РЛС в преддверии высадки союзников в оккупированной Франции. К моменту высадки в Нормандии ВВС располагали 20 эскадрильями Typhoon (в это число входят и подразделения стран Британского Содружества). Операция «Овер-лорд» и последовавшие бои в оккупированной Европе стали звездным часом для самолета Typhoon.