Истребитель-биплан И-153 «Чайка»

Истребитель-биплан И-153 «Чайка» был спроектирован в пору, когда основным трендом уже становились истребители-монопланы. Ведущей роли в боевых действиях И-153 не сыграл, но принял самое активное участие в боях начального периода Великой Отечественной войны. Первый полет он выполнил осенью 1938 года. На втором прототипе установили 800-сильный мотор М-62. И-153 по летным данным значительно превосходил своего предшественника И-15бис, особенно в части максимальной скорости и скороподъемности.В строевые части ВВС РККА И-153 начали поступать в 1939 году. Два И-153 испытывались в боевой обстановке на финальной стадии гражданской войны в Испании. Но, скорее всего, первыми в бой вступили И-153 из 22-го ИАП в небе Монголии.Девять истребителей этого полка выполнили свой первый боевой вылет 25 июля 1939 года. Летчики не убирали шасси, чтобы ввести в заблуждение японцев. С выпущенбителем-бипланом, разраным шасси И-153 внешне не очень сильно отличался от И-15бис.


Девятку И-153 атаковали с пикирования девять Ki-27. Но раньше, чем японцы сблизились на дистанцию открытия огня, летчики «Чаек» убрали шасси и атаковали противника сами. Четыре Ki-27 были сбиты без потерь с советской стороны. Вскоре японцы научились идентифицировать «Чайки» и выработали меры по борьбе с ними.«Чайки» интенсивно применялись в советско-финской войне. Согласно сообщениям финской стороны, потери «Чаек» были очень большими. По их данным в ходе «зимней» войны восемь И-153, а в ходе «Продолжительной» войны 1941-1944 годов еще три машины выполнили вынужденные посадки за линией фронта, прошли восстановительный ремонт и потом использовались в финских ВВС. Еще 11 И-153 финны купили в Германии, которая захватила их как трофеи.Все финские «Чайки» прекратили полеты 20 марта 1944 года. Финские И-153 сбили пять советских самолетов, собственные потери составили две «Чайки» в бою и две в результате летных происшествий.На момент вторжения германских войск в СССР (22 июня 1941    года) более трети парка истребителей авиации западных военных округов составляли И-153. На вооружении 26 полков состояло не менее 1300 И-153. Больше всего «Чаек», 454 самолета, имелось в Киевском военном округе. Еще примерно 180 И-153 состояло на вооружении шести штурмовых полков. То есть из имевшихся в западных районах СССР 4226 истребителей почти 1500 были И-153.В морской авиации имелось 687 И-153 и И-15бис, что составляло 90% истребительного парка авиации ВМФ. 22 июня 1941 года советские ВВС понесли тяжелейшие потери, когда Люфтваффе нанесли внезапный удар по аэродромам. Потерь удалось избежать очень немногим авиаполкам. Так, командир дислоцированного в Августово 127-го ИАП подполковник Гордиенко заранее отдал приказ рассредоточить и замаскировать истребители, потерь во время налета немцев полк не понес. Советские летчики сражались героически, однако в первый же день войны ВВС РККА лишились более 700 самолетов всех типов.

К 5 июля 1941 года потери германских ВВС превысили 800 самолетов, немалая часть которых была сбита И-153.Благодаря военным успехам в Монголии в 1939 году СССР мог перебрасывать на Запад войска с Дальнего Востока, не опасаясь японского нападения. В числе переброшенных оказался и 29-й Краснознаменный ИАП, который прибыл под Смоленск. За два месяца летчики полка выполнили большое количество штурмовок, и сбили 47 гитлеровских самолетов. В августе увеличились налеты германской авиации на города СССР, для обороны Москвы и Ленинграда были сформированы истребительные корпуса ПВО, на вооружение которых поступило около 1000 самолетов, включая 140 «Чаек». За шесть месяцев боев корпуса понесли тяжелые потери, и к концу 1941 года в них осталось всего 54 И-153, не считая других самолетов. И-153 применялся на фронтах в основном как штурмовик до 1943 года. В середине 1943 года на Западном фронте И-153 остались только в авиации Черноморского флота. «Чайки» составляли примерно половину из 226 истребителей прикрывавшего Кавказ 7-го корпуса ПВО. Когда в августе 1942 года началось наступление немцев на Кавказе, число «Чаек» стало быстро сокращаться, а концу ноября их осталось лишь 20.Отдельная зона ПВО была сформирована в районе Баку, летом 1942    года здесь сосредоточили очень большое число И-153, часть из которых использовалось для восполнения потерь во фронтовых полках.В 1944 году летало очень небольшое количество из 3437 построенных И-153. Все они эксплуатировались во вспомогательных частях. В 1945 году несколько И-153 имелось в авиации Северного флота и на Дальнем Востоке, где противник был не таким грозным.Не факт, что И-153 был лучшим истребителем-бипланом, но несомненно, что этот самолет можно рассматривать как превосходный переходный вариант, который позволил выиграть СССР время и наладить выпуск более современных истребителей-монопланов.