Истребитель Saab J 29 Tunnan

J 29, созданный компанией «Saab», стал одним из первых в мире боевых самолетов со стреловидным крылом. Он имел высокие характеристики и в течение более двух десятков лет исправно нес службу в роли истребителя и истребителя-бомбардировщика.Когда руководитель группы проектировщиков компании «Saab» Ларе Брайзинг впервые увидел предварительные наброски перспективного реактивного самолета R 1001, он воскликнул: «Он похож на летающую бочку».В итоге это прозвище закрепилось за J 29 в качестве официального названия  «Типпап» (в переводе со шведского «Бочка»),Значительное влияние на проект шведского истребителя оказали результаты исследований немецких специалистов в области применения стреловидного крыла для достижения более высоких скоростей полета и доступность турбореактивного двигателя de Havilland Ghost.


Осенью 1946 года командование шведских ВВС дало разрешение «Saab» на продолжение работ по проекту и постройку четырех прототипов, получивших обозначение Туре 29. Первый из них был облетан 1 сентября 1948 года.Командование ВВС приняло решение о запуске самолета в серию еще до полного завершения всех запланированных испытаний Типпап и устранения разработчиком всех выявленных в его конструкции недостатков. Риск оправдал себя  в мае 1951 года дислоцированное в Норрчёпинге авиакрыло F13 получило первые самолеты J 29А. J 29А был вооружен четырьмя пушками и имел хороший модер-низационный потенциал. После того как в 1951-1954 годах было собрано 224 серийных J 29А, в серию пошел модернизированный вариант ( 29В, имевший больший запас топлива во внутренних баках и возможность подвески дополнительных баков и вооружения на внешних узлах (последнее позволяло применять его в качестве истребителя-бомбардировщика). Причем самолет оказался очень скоростным  6 мая 1954 года при полете по замкнутому 500-км маршруту J 29В продемонстрировал скорость 977 км/ч.В марте 1954 года был облетан оснащенный форсированным турбореактивным двигателем Ghost вариант Saab 29D, который так и остался в единственном числе. Данный двигатель выпускался на местном предприятии «Svenska Flygmotor» под обозначением RB2B и развивал форсированную тягу 27,46 кН, позволяя Типпап развивать в горизонтальном полете скорость до 1035 км/ч и набирать высоту 10003 м за 7,3 минуты.

В серийное производство поступил затем только один вариант  S 29С (разведчик; «S»  от шведского «Spaningsflygplan», то есть «самолет-разведчик»), построенный в количестве 76 машин. Самолет был облетан 3 июня 1953 года и оснащался одним широкоугольным, двумя вертикальными и двумя перспективными аэрофотоаппаратами, смонтированными внутри фюзеляжа.В марте 1954 года S 29С на замкнутом 1000-км маршруте показал скорость 900,6 км/ч, а 19 марта 1956 года один из таких самолетов стал последним новым Типпап, переданным заказчику. Всего серия составила 661 самолет. Saab 29 в вариантах истребителя и истребителя-бомбардировщика в различное время находились на вооружении авиакрыльев F3, F4,F6, F7, F8, F9, F10, F13, F15 и F16, а разведчики  в авиакрыльях FI 1 и F21. Двухместной учебной модификации создано так и не было, а порядка трети всех машин было потеряно в результате ошибок в эксплуатации.

В 1961-1963 годах небольшое количество J 29 использовалось в боевых действиях в Конго, а в июле 1961 года первый из 20 «бэушных»J 29F поступил на вооружение 1-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла ВВС Австрии.В 1963 году такие же машины поступили на вооружение второй эскадрильи этого авиакрыла. Примечательно, что во время известных событий в соседней Чехословакии в 1968 году австрийские J 29 были приведены в повышенную боевую готовность и даже несколько раз вылетали на перехват, как утверждается, чехословацких или венгерских самолетов, входивших в воздушное пространство Австрии. Впрочем, безрезультатно.С вооружения в Австрии самолет Типпап был снят в 1972 году.В родной же Швеции истребители и истребители-бомбардировщики J 29F и самолеты-разведчики S 29С были сняты с вооружения четырех авиакрыльев в 1967 году, но оставались в ограниченной эксплуатации в авиакрыле F13 в роли учебных для повышенной летной подготовки и буксировщиков мишеней до 29 августа 1976 года.