Истребитель Ла-9

Цельнометаллические Ла-9/11 стали вершиной развития семейства поршневых истребителей КБ С. А. Лавочкина. Оба самолета принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке.На заключительном этапе войны в Европе в ОКБ Семена Алексеевича Лавочкина начались работы над дальнейшим развитием истребителя Ла-7. В результате появился самолет Ла-126 с крылом ламинарного профиля. В июне 1946 года совершил первый полет экспериментальный истребитель Ла-130, в конструкцию которого внесли еще ряд изменений. В их число входилс вооружение из трех 23-мм пушек НС-23, полумонококовый фюзеляж металлической,а не деревянной конструкции, новые фонарь кабины с улучшенным обзором и хвостовое оперение. Кроме того, запас топлива был увеличен с 610 л до 825 л.

Предназначенный для сопровождения фронтовых бомбардировщиков, самолет был запущен в серию под обозначением Ла-9, поставки начались в 1947 году.Производство завершилось в 1948 году после постройки примерно 1600 самолетов. В 1949—1950 годах самолет поставлялся ВВС Китая и Северной Кореи. Он участвовал в войне в Корее и вел бои с тайваньскими истребителями во время гражданской войны в Китае. В Корее самолеты Ла-9 использовались для сопровождения, в качестве истребителей-бомбардировщиков и как ночные истребители. Но на смену поршневым уже приходили реактивные истребители, и поэтому карьера Ла-9 в советских ВВС была относительно короткой. Тем не менее в Китае и Северной Корее эти самолеты эксплуатировались до конца 1950-х годов.

ОКБ С. А. Лавочкина использовало свой истребитель и для создания различных опытных вариантов. Наибольший интерес из них представляют два самолета с комбинированной силовой установкой — Ла-9РД и Ла-138. Первый из них был оснащен парой пульсирующих ракетных двигателей РД-13 под крылом, а на втором были установлены два прямоточных двигателя
ПВРД-450. Оба типа вспомогательных двигателей обеспечивали увеличение максимальной скорости, но их применение вызывало резкое увеличение вибраций и приводило к ухудшению управляемости.Интересно, что один оригинальный Ла-9 находится в летном состоянии. Планер китайской машины был восстановлен в 2001-2003 годах в Новой Зеландии, а двигатель прошел переборку в Чехии. Ныне истребитель принадлежит коллекционеру боевых самолетов Джерри Вайгену из Вирджиния Бич, США.