История создания Ту-4

Самолет Ту-4, созданный путем реверсной инженерии американского бомбардировщика В-29 Superfortress, сильно повлиял на развитие советской Дальней авиации. Появление Ту-4 позволило СССР не только быстро создать ударные ядерные силы, но и стало базой для появления новых, более совершенных бомбардировщиков.Во время Великой Отечественной войны советские ВВС делали основную ставку на тактические самолеты для борьбы с германской армией. В 1943 году, когда ситуация на фронтах изменилась, И. В. Сталин решил создать силы стратегических бомбардировщиков, не уступающие ВВС США.


СССР сделал запрос США на поставку бомбардировщиков В-29 в рамках ленд-лиза, но получил отказ, после чего было принято решение создать аналог американской машины.По счастливой случайности между июлем и ноябрем 1944 года три американских В-29 совершили вынужденные посадки на востоке Сибири после бомбардировок Японии и Маньчжурии. Самолеты были конфискованы и их перегнали в Москву для испытаний и изучения в ОКБ А. Н. Туполева.Один В-29 был полностью разобран так, чтобы работавшие параллельно советские инженеры могли изучить каждую его деталь,подготовить чертежи, спецификацию на материалы и оснастку и техпроцессы для производства. Но не все удавалось сделать идентично. Разница между дюймовой американской и метрической советской системами измерений заставила использовать метрический сортамент дюраля Д-16Т. ОКБ Туполева также пыталось приобрести колеса и тормоза в США.
Было принято решение использовать на самолете 2400-силь-ный (1789,7 кВт) двигатель ОКБ А. Д. Швецова АШ-73ТК с турбокомпрессором ТК-19 и четырехлопастным винтом серии ВЗ или ВЗВ. Вместо интегральных топливных баков-кессонов были использованы мягкие.

Фактически, А. Н. Туполев параллельно работал над тремя проектами на базе В-29. Помимо копированиябомбардировщика, разрабатывались более простые транспортные варианты Ту-70 и Ту-75. Первый из 20 предсерийныхТу-4 взлетел 19 мая 1947 года, а 11 августа, в День авиации, три Ту-4 и один Ту-70 пролетели над Тушинским аэродромом.Программа испытаний Ту-4, проводившаяся в 1947-1949 годах, столкнулась с рядом схожих проблем (например, перегревом двигателей), которые благополучно удалось решить. Это позволило начать серийный выпуск самолета на заводах в Казани, Куйбышеве и Москве и развернуть оснащение им частей Дальней авиации. Многие из них базировались на востоке СССР — в Спасск-Дальнем, Хороле и Воздвиженке в Приморском крае и Завитинске (Амурская область). Другие части Ту-4 базировались в Быхове (Могилевская область), Сеще (Брянская область), Озерном (Житомирская область) и Белой Церкви (Киевская область).

Принятие на вооружение Ту-4 вызвало сильнейшее беспокойство у военных аналитиков на Западе, так как новые советские бомбардировщики обладали достаточной дальностью (хотя и в один конец), чтобы нанести удар по крупнейшим городам США. Одновременно с созданием Ту-4 СССР развернул ограмму разработки технологии для создания ядерного оружия. Успешные испытания первого атомного заряда прошли 29 августа 1949 года.К этому времени с высоким приоритетом уже велись работы по превращению Ту-4 в носитель ядерного оружия. Был создан специализированный вариант, получивший антирадиационную защиту кабины, новую систему подвески, рассчитанную на более крупные бомбы, и новый обогреваемый бомбоотсек с дополнительными системами контроля и управления.18 октября 1951 года Ту-4 успешно сбросил в районе Семипалатинска устройство РДС-3 мощностью 41,2 кТ  ставшее первой советской ядерной авиабомбой. Всего за семь лет СССР сумел изменить стратегический баланс с США.

Но еще до запуска Ту-4 в серию ОКБ А. Н. Туполева начало работы над проектами более совершенных самолетов, которые привели к появлению тяжелых бомбардировщиков Ту-80 и Ту-85. Облетанные в ноябре 1949 и январе 1950 годов, соответственно, они так и не пошли в серию.Выпуск Ту-4 продолжался до 1952 года и составил 847 самолетов. Помимо носителей обычного и ядерного оружия был создан еще ряд вариантов, включая морской ракетоносец Ту-4К, вооруженный крылатой ракетой КС-1 «Комета», и стратегический разведчик Ту-4Р. Сотни бомбардировщиков были переоборудованы в вариант Ту-4Д, рассчитанный на перевозку 28 десантников. Небольшое число Ту-4 было построено в варианте самолета-заправщика, не получившего широкого распространения. Ту-4 также были задействованы в испытаниях системы «Бурлак», позволявшей буксировать два истребителя МиГ-15.Опыт использования американцами В-29 в Корее в начале 1950-х годов показал, что как бомбардировщик эта машина устарела. Придя к аналогичным выводам по поводу Ту-4, ОКБ А. Н. Туполева приступило к разработке реактивных и турбовинтовых бомбардировщиков, в дальнейшем создав Ту-16 и огромный Ту-95. Обе эти машины пришли на смену Ту-4 в Дальней авиации в середине 1950-х годов.

Выведенные из состава боевых частей Ту-4 использовались в качестве транспортных самолетов.К началу 1960-х годов остававшиеся в эксплуатации Ту-4 использовались в качестве летающих лабораторий для испытаний двигателей и пусков крылатых ракет.В 1953 году десять Ту-4 были переданы Китаю, что позволило ему сформировать 4-й отдельный авиаполк средних бомбардировщиков в составе ВВС Национально-освободительной армии Китая. 14 мая 1965 года Ту-4 провел успешные испытания первой китайской ядерной авиабомбы. Китайские Ту-4 были в основном сняты с вооружения боевых частей в 1970-х годах. Как минимум два опытных самолета были оснащены советскими ТВД АИ-20К и использовались в качестве носителя БЛА и самолета ДРЛО. Последний самолет, получивший обозначение Kong Jiang 1, или KJ-1, был оснащен РЛС на пилоне над фюзеляжем и использовался для проведения различных испытаний до 1988 года.