Фронтовой бомбардировщик Ту-14

Ту-14, разработанный на основе трехдвигательного Ту-72/73, имел два двигателя и предназначался для использования в качестве фронтового бомбардировщика и торпедоносца, в определенной степени «подстраховывая» Ил-28. Самолет недолгий срок эксплуатировался в авиации ВМФ СССР и ограниченно в Китае. Сегодня о Ту-14 почти не вспоминают.

Сразу после войны И. В. Сталин обратил внимание на отставание СССР в области реактивной авиации, с этого момента ее развитие получило наивысший приоритет. Изучение трофейных германских реактивных самолетов, британских
авиадвигателей и собственные разработки позволили советским конструкторам быстро достигнуть определенных успехов в реактивной авиации. Новые знания очень быстро реализовали на практике. Кульминацией этих работ по реактивным истребителям стало создание МиГ-15. Другим важнейшим направлением являлась разработка реактивного бомбардировщика.

ОКБ А. Н. Туполева приступило к проектированию Ту-12, реактивного варианта поршневого двухмоторного бомбардировщика Ту-2. Самолет создавался как сугубо экспериментальный, для приобретения опыта конструкторами.Первой попыткой создать серийную машину стал Ту-73 с прямым крылом и стреловидным оперением. На Ту-73 установили два двигателя Rolls-Royce Nene в гондолах на крыле и один Rolls-Royce Derwent в хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборник хвостового двигателя разместили в основании киля. На верхней и нижней поверхностях фюзеляжа были установлены дистанционно управляемые турели с двумя 23-мм пушками НР-23 каждая. Первый полет Ту-73 выполнил в 1947 году. Построенный опытный самолет Ту-78 отличался силовой установкой: два РД-45Ф (лицензионный вариант ТРД Nene) и один РД-500 (лицензионный вариант ТРД Derwent). Бомбардировщик Ту-14, разработанный согласно тому же техническому заданию, что и Ил-28, заинтересовал авиацию ВМФ.

ОКБ А. Н. Туполева сделало выбор в пользу самолета большей, чем у машины С. В. Ильюшина, развыше: Ту-14, близкий по конфигурации и летным данным к Ил-28, был наЗм длиннее самолета С. В. Ильюшина. Но меньший по размерам Ил-28 обладал большей скоростью и мог нести большее количество вооружения. мерности и построило несколько прототипов (Ту-72/73) с тремя ТРД (два РД-45 и один РД-500); на двухдвигательных аналогах (Ту-79/81) ставили более мощные ТРД ВК-1 В. Я. Климова. Эти опытные самолеты послужили основой для создания серийного Ту-14, принятого на вооружение авиации ВМФ.Прототипом второго варианта, разведчика Ту-14Р, стал Ту-89 (точнее, самолет «89», созданный на базе второго серийного бомбардировщика Ту-14Т). Разведчик отличался негерме-тизированным центральным отсеком с двумя автоматическими фотоаппаратами, в бомбоотсеке монтировалась дополнительная фотокамера для плановой съемки, еще один АФА установили в хвостовой части фюзеляжа. Дальность Ту-14Р увеличили за счет дополнительных внутренних баков. Самолет в серийное производство не передавался.

Третьим и самым важным вариантом стал торпедоносец Ту-14Т с усовершенствованным автопилотом, катапультным креслом штурмана и тормозным парашютом. Порядка 50 машин Ту-14Т передали Китаю, хотя авиация ВМС КНР предпочла Ил-28Т в варианте Н-5 с торпедами Yu-2. После снятия в 1959 году с вооружения частей первой линии несколько самолетов Ту-14 использовались как летающие лаборатории, в том числе и для испытаний ПВРД. Если Ил-28 строился в огромных количествах (построено порядка 7000 самолетов всех модификаций), то Ту-14, бомбардировщик с неудачливой судьбой, был выпущен в количестве 150 самолетов и остался лишь в памяти историков авиации. Однако, по воспоминаниям, летчики самолет любили и отмечали его надежность и эффективность.