Фронтовой бомбардировщик Пе-2



Малоизвестный за пределами СССР, Пе-2 по назначению и компоновке был аналогичен Mosquito, но имел не деревянную, а металлическую конструкцию. Но по сравнению с Mosquito самолет Пе-2 строился более массово и применялся для выполнения очень широкого круга боевых заданий. Бомбардировщик Пе-2 был большим успехом конструктора В. М. Петлякова. Владимир Михайлович с 1921 года трудился в ЦАГИ, где стал ведущим специалистом по конструкции металлического крыла, а в 1936 году возглавил бригаду, которой поручили проектирование тяжелого бомбардировщика. Самолет обозначался АНТ-42, ТБ-7, а стал известен как Пе-8. Проектированием ТБ-7 Петляков занимался недолго — его арестовали вместе с другими конструкторами. Работу на благо Родины он продолжил в ЦКБ-29, «шарашке», организованной при авиазаводе № 156. Заключенному Петлякову было предложено с коллективом КБ-100 приступить к проектированию высотного истребителя ВИ-100. Этот проект отличался совершенством аэродинамики, конструкции, бортового оборудования и отвечал самым высоким требованиям.

Конструкция ВИ-100 с работающей обшивкой была сложна, но имела десятикратный запас прочности. Два мотора жидкостного охлаждения тщательно закапоти-ровали, радиаторы установили в крыле. Воздухозаборники радиаторов размещались в носке крыла, выходные отверстия с реактивными патрубками — на верхней поверхности. Для повышения высотности, до потолка в 12200 м, двигатели оснастили турбокомпрессорами, в фюзеляже разместили гермокабины экипажа. Моторы вращали винты с постоянной частотой оборотов. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, двух 7,62-мм пулеметов ШКАС и, если это требовалось, до 1000 кг бомб. На машине широко использовались электродистан-ционные агрегаты, которые обеспечивали уборку и выпуск шасси, закрылков, регулировку створок и заслонок радиаторов, привод топливных насосов, управление триммерами и многое другое.

Первый из двух прототипов ВИ-100 впервые поднял в воздух 22 декабря 1939 года летчик-ис-пытатель Петр Стефановский. ВИ-100 развивал максимальную скорость 535 км/ч. Но вместо запуска истребителя в серию КБ-100 поручили на основе ВИ-100 разработать пикирующий бомбардировщик ПБ-100 с экипажем из трех человек. 1 мая 1940 года прототип принял участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве.ПБ-100 во многом отличался от ВИ-100: под крылом стояли тормозные решетки, были внесены изменения в конструкцию планера. Мощные турбонагнетатели заменили на обычные с приводом от силовой установки. В кабине за летчиком размещался штурман, стрелявший из пулемета ШКАС на шкворневой установке, а в хвостовой части фюзеляжа находилось место стрелка-радиста, управлявшего таким же подфюзеляжным пулеметом.

Летчик мог вести огонь из двух неподвижных ШКАСов. Потом в серии появились 12,7-мм пулеметы УБ. Важнейшим конструктивным нововведением стала установка гидросистемы для уборки и выпуска опор шасси с приводом от электронасоса. Всего же на различные агрегаты самолета работали полсотни электромоторов.Максимальная нагрузка бомбардировщика —1000 кг, это четыре 250-кг бомбы ФАБ-250. На ПБ-100 допускалась подвеска шести 100-кг фугасов типа ФАБ-100, и еще по одной ФАБ-100 можно было разместить в небольших отсеках в задних частях мотогондол. С боевой загрузкой из шести «соток» на внутренней подвеске самолет мог нести еще четыре ФАБ-100 на внешней подвеске под центропланом.Серийные бомбардировщики в 1941 году в честь конструктора получили обозначение Пе-2.В январе 1941-го В.М. Петляков за создание самолета был удостоен Сталинской премии.По ходу испытаний в ПБ-100 внесли множество изменений: упростили управление выпуском и уборкой тормозных решеток, упростили автомат пикирования, усилили бронезащиту экипажа, в кабине штурмана установили вращающееся сиденье, все пять топливных баков сделали протестированными и оснастили их системой наддува инертным газом (сначала азотом из баллона, затем выхлопными газами двигателей).


Выкатка первого серийного Пе-2 состоялась в ноябре 1940 года, 18-го числа он выполнил первый полет. ВИ-100 мог использоваться с лыжным шасси, и на Пе-2 также можно было монтировать как колеса, так и лыжи.В самом начале серии радиаторы для снижения лобового сопротивления перенесли в нижние части мотогондол. На протяжении всей войны аэродинамика Пе-2 совершенствовалась, в ходе серийного производства удалось несколько увеличить емкость топливных баков. Темп производства на заводе № 22, а затем еще на трех предприятиях быстро набирал обороты. На 22 июня 1941 года выпустили 458 бомбардировщиков, 290 из которых уже были отправлены в строевые части ВВС РККА, включая 24-й бомбардировочный авиаполк и 5-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Пе-2 был непростым в пилотировании самолетом, но, тем не менее, быстро завоевал любовь опытных летчиков и повсеместно стал известен под прозвищем «Пешка».

Но для малоопытных пилотов это была достаточно сложная в пилотировании машина — особенно на взлете, бомбометании с пикирования и посадке. Кроме того, она требовала и квалифицированного технического обслуживания. В серии Пе-2 стали оснащать моторами ВК-105РА мощностью по 1100 л. с., а начиная с 1943 года, ставили форсированные ВК-105ПФ или ПФ-2, которые устанавливали на истребители Яковлева. Этот вариант силовой установки был стандартным для Пе-2 до конца войны. Пожалуй, самым известным вариантом бомбардировщика является Пе-2 с башней-турелью с 12,7-мм пулеметом вместо ШКАСа на шкворне в кабине штурмана и дополнительным бортовым пулеметом у стрелка-радиста. Выпу-
скались также учебные Пе-2УТ и перехватчики Пе-3. Серийное производство Пе-2 было прекращено в начале 1945 года после выпуска более чем 11000 самолетов всех модификаций, однако несколько опытных и экспериментальных самолетов построили позже.


Пе-2УТ с двойным управлением стал основным учебно-тренировочным самолетом. Место инструктора оборудовали взамен кабины штурмана и среднего фюзеляжного топливного бака. Обзор вперед из кабины инструктора оставлял желать лучшего. Первый полет Пе-2УТ выполнил в июле 1943 года, к этому моменту Пе-2 давно воевали на всех фронтах. Ночной Пе-Збис был наиболее распространенным истребительным вариантом Пе-2. На части истребителей сохранили бомбоотсек, а под крылом допускалась подвеска реактивных снарядов РС-82. На части Пе-3 бомбардировочное вооружение отсутствовало, а экипаж состоял из двух человек. Вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБ и три пулемета ШКАС или две пушки ШВАК и два пулемета УБ. В ОКБ Петлякова имелось несколько Пе-2, которые использовались для опытных работ, а также второй серийный самолет, выполнявший полеты из Москвы на завод в Казань и обратно. 12 января 1942 года эта машина загорелась в полете и разбилась. Погибли все находившиеся на борту, включая В.М. Петлякова.