Экспериментальный самолет AD-1W


Еще даже не получив самолет Skyraider в варианте среднего дневного бомбардировщика, ВМС США приступили к эксплуатации нового варианта, предназначенного для ведения электронной борьбы. Первой специализированной версией Skyraider стал выпущенный в единственном экземпляре фоторазведчик XBT2D-1P, за ним последовал опытный самолет постановки радиоэлектронных помех XBT2D-1Q. Рабочее место оператора аппаратуры РЭБ оборудовали в хвостовой части фюзеляжа, РЛС и устройства отстрела ложных целей крепились под крылом. Построено 35 постановщиков помех, обозначавшихся А-1Q. В силу своих размеров, мощного мотора и большой продолжительности полета выбор флотом Skyraider как платформы для создания самолетов ведения радиоэлектронной войны представлялся очевидным.


Экспериментальный самолет XAD-1W с экипажем из трех человек под обозначением AD-2Q стал первым серийным Skyraiderв варианте раннего радиолокационного обнаружения. На AD-2Q за топливным баком обустроили .В 1948 году Роберт О. Рэн провел на авиабазе Патаксент-Ривер испытания самолета ДРЛО AD-2Q, их результаты оказались обнадеживающими. Вскоре компания «Douglas» запустила в серию улучшенный AD-3 в различных вариантах: AD-3Q (ДРЛО), AD-3F, (для поиска субмарин), AD-3S (для уничтожения субмарин), AD-3N (ночной штурмовик) и AD-3W (РЭБ). Все эти варианты отличались от базовой одноместной модели увеличенным экипажем и наличием дополнительного оборудования и являлись палубными.


Едва ли не самым внешне необычным во всем этом семействе стал AS-3W с огромным подфю-зеляжным обтекателем. AD-3W выглядел столь непривычно, что некий высокопоставленный военный моряк поинтересовался на предмет способности подобного монстра подниматься в воздух. Экипажи прозвали этот вариант самолета «Guppy» — в честь широко известной аквариумной рыбки. Удивительно то, что по летным данным AD-3W почти не уступал другим Skyraider, а посадку на авианосец вообще выполнял лучше всех. Подобно ночному AD-3N, экипаж AD-3W состоял из трех человек; операторы размещались бок о бок в отсеке за топливным баком.В случае аварийной посадки на воду обтекатель «Guppy» работал как лыжное шасси. Подобная посадка была выполнена в 1948 году в Патаксент-Ривер. Летчик при-воднил самолет недалеко от берега и проскользил по воде до пляжа. Самолет получил лишь незначительные повреждения в хвостовой части фюзеляжа.

Охотник/убийца

За AD-3W и AD-3N последовали противолодочные варианты для работы в паре, названной «охотник/убийца» (hunter/killer).
Самолеты Skyraider постоянно вели патрулирование воздушного пространства и океанских глубин в поисках советских подлодок. Работа была не только трудной, но еще и скучной. В 1950 году, накануне войны в Корее, важнейшей задачей Skyraider стало противолодочное охранение авианосцев. Ложные обнаружения советских субмарин случались, но достоверного случая неизвестно ни одного. И без того большую разносторонность семейства Skyraider, особенно его электронных вариантов, продолжили в модели AD-5. У нее слегка удлинили фюзеляж под размещение еще одного члена экипажа и нового оборудования. AD-5 разработали после войны в Корее (позже переименован в A-1E/F/G), и изначально планировалось использовать его исключительно как самолет электронной войны. Первый AD-5W выполнил первый полет 17 августа 1951 года.

AD-5 отличался сложнейшим электронным оборудованием. Сборка бортового комплекса велась на заводе «Douglas» в Эль-Сегундо, Калифорния. За возможность выполнять широкий спектр задач машина получила прозвище «Двенадцать в одном».ВМС США в 1956 году получили первый радиоэлектронный комплект для переоборудования самолетов. Этот комплект позволял превратить обычный дневной AD-5 в ночной штурмовик или противолодочного «охотника» или «убийцу». На практике, однако, подобные доработки в походных условиях выполнялись очень редко.

Корея

Многие AD-5 поставили в простейшем ударном варианте, однако традиция выпуска самолетов специального назначения была продолжена. Строились AD-5N (A-1G, ночной штурмовик),AD-5Q (EA-1F, постановщик помех) и AD-5W «Guppy» (A-1G, ДРЛО). Только в варианте AD-5W построили 218 самолетов, они использовались в войне во Вьетнаме, сделав последний боевой вылет в 1968 году. Финальными вариантами Skyraider являются AD-6 (А-1Н) и AD-7 (A-1J), но радиоэлектронные варианты на их базе не создавались.

В конце 1950-х годов на вооружении эскадрильи VAW-33 ВМС США состояли 33 самолета AD-5W и два Grumman TF-1Q Trader  это была самая большая палубная эскадрилья того времени. В реальности эскадрилья всегда работала мелкими группами  обычно на одном авианосце базировались четыре самолета из VAW-33. В Корее использовались Skyraider не только ВМС США, но и Корпуса морской пехоты. На вооружении эскадрильи VMC-1 состояли AD-2Q, AD-4W и AD-4N. Эта эскадрилья базировалась в аэропорту Сеула. Главную задачу, постановку помех РЛС противника, выполняли AD-2Q, остальные самолеты эскадрильи наносили бомбоштурмовые удары.