Двухместный учебный самолет Rogozarski SIM-X

Rogozarski SIM-X разработан для ВВС Югославии Симой Милутиновичем в 1936 году.Двухместный учебный самолет изготовлен, главным образом, из древесины, выполнен по схеме парасоль с крылом подкосного типа, фюзеляжем полукруглого сечения, разнесенными основными опорами шасси и звездообразным мотором Walter.



За успешными испытаниями прототипа (YU-PDY) в 1937 году последовало серийное производство этих самолетов для югославских школ первоначального обучения. Было построено значительное количество машин. На момент оккупации Германией Югославии в 1941 году в трех главных авиационных училищах имелось примерно 20 машин SIM-X.

На основе самолета SIM-Х был разработан одноместный SIM-XI для пилотажной подготовки летчиков с крылом уменьшенного размаха и мотором Siemens Sh 14а, оснащенным дополнительным карбюратором для полета в перевернутом положении Максимальная скорость SIM-XI составляла 200 км/ч.Также на базе SIM-X спроектировали учебный гидросамолет SIM-XII-H, оснащенный двумя поплавками типа Edo и мотором Walter Major Six мощностью 190 л. с. (142 кВт). Мотор большей мощности позволил увеличить размеры самолета; фюзеляж SIM-XII-H имел эллиптическое сечение, также была усилена конструкция хвостового оперения.Прототип выполнил первый полет в феврале 1938 года, в 1939 году построили восемь серийных гидропланов, последние четыре самолета позволяли готовить летчиков пилотированию по приборам.