Дальний бомбардировщик Ил-4

Модернизированный вариант ДБ-ЗФ (первоначально  ДБ-ЗМ; внутреннее обозначение ЦКБ-ЗОФ) планировалось оснащать моторами М-88, а также новым оборудованием, модифицированными вооружением и шасси, измененными крылом и капотами двигателей, новыми винтами и пр. Главным внешним отличием стала измененная конструкция носовой части с обширным остеклением.

Опытный самолет поступил на заводские испытания 19 мая 1939   года, в июле уже началось его серийное производство, а в ноябре появились первые собранные машины. В войска новые бомбардировщики стали поступать в марте 1940    года, и к середине года их количество составило 413 машин. Со второй половины 1940 года самолеты стали именоваться в документах как ДБ-ЗФ, а с 26 марта 1942 года  как Ил-4.В январе 1940 года армии особого назначения расформировали, полки ДБ-3 свели в пять авиакорпусов, три отдельные авиадивизии и один отдельный авиаполк. На 22 июня 1941 года ДБ-3 составляли около 85% парка дальнебомбардировочной авиации  1789 самолетов, в том числе 1122 в западных округах (из них около половины ДБ-ЗФ). В первый же день войны они бомбили Кенигсберг и Тильзит, но в основном наносили удары по скоплениям сил противника в прифронтовой полосе. За лето и осень 1941 года дальнебомбардировочная авиация уничтожила более 2000 танков и 5000 автомашин противника, 587 бензовозов, около 700 самолетов.

В августе 1941 года ДБ-3 из 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтфлота впервые бомбили Берлин.Стремительное продвижение противника потребовало срочной эвакуации промышленности, это привело к тому, что ДБ-ЗФ некоторое время выпускал лишь завод № 126. Поставки не восполняли потери: за первые шесть месяцев войны действующие полки получили 170 новых самолетов, а потеряли 1150.Постепенное наращивание выпуска ДБ-ЗФ позволило провести реорганизацию дальней авиации  5 марта 1942 года сформировали Авиацию дальнего действия (АДД), которую вывели из состава ВВС и подчинили напрямую Ставке ВГК. В нее вначале вошли восемь дивизий, в том числе пять с Ил-4, хотя часть Ил-4 осталась в ВВС. 26 марта 1943 года семь полков АДД, летавших на Ил-4, получили звания гвардейских. 6 декабря 1944 года АДД преобразовали в 18-ю Воздушную армию, из 73 полков которой 28 летали на Ил-4.Всего выпущено более 6880 единиц ДБ-3, включая 5256 типа Ил-4. Последние четыре Ил-4 построены в 1946 году, а с 1947 года их начали списывать из строевых частей.