Дальний бомбардировщик ДБ-3

ДБ-3 и его развитие Ил-4, стоявшие на вооружении советских ВВС в годы Второй мировой войны, внесли важный вклад в достижение победы.1мая 1936 года Владимир Кок-кинаки провел над Красной площадью опытный двухмоторный самолет ЦКБ-26, который затем установил ряд рекордов (так, 7 сентября он поднял груз 2000 кг на высоту 11005 м). Следом был построен самолет ЦКБ-30, имевший уже цельнометаллический и немного удлиненный фюзеляж.Машины стали первым и вторым прототипами дальнего бомбардировщика ДБ-3, серийное производство которого в начале 1937 года начали на авиазаводе №39 (Москва) и к концу года поставили уже 45 машин.В 1937-1938 годах к работам подключили заводы № 18 (Воронеж) и № 126 (Комсомольск-на-Амуре), а в годы войны  еще и завод № 23 (Москва).


Одновременно проводились доработка машины и устранение выявленных недостатков. На «стадии А» (ДБ-ЗА) установили более мощные моторы М-86, флеттнеры на элеронах, новые колеса шасси с более эффективными двусторонними тормозами, кассетные бомбодержатели измененной конструкции, усовершенствованные масло-, бензо- и другие системы. Первой по данному варианту модернизировали 5-ю машину 9-й серии (39-й авиазавод, весна 1938 года).Последующие усовершенствования внедрялись по сериям, и лишь на 21-й серии была полностью выполнена модернизация по «стадии Б» (ДБ-ЗБ)  установили крыло с двумя разъемами, новое увеличенное костыльное колесо, новые факелодержатели (фар еще не было) и электрогенераторы, усовершенствованные бомбоприцелы ОПБ-2М, зеркала заднего вида, протектированные центропланные баки, увеличенный запас кислорода, чисто пневматический привод механизма уборки/выпуска шасси и щитков .

«Стадия В» реализована не была, но запланированные в ходе нее усовершенствования, как и ряд нереализованных решений стадий «А» и «Б», внедряли уже на ДБ-ЗФ.В 1939 году промышленность сдала заказчику 897 ДБ-3, на 1 декабря в трех армиях особого назначения ВВС имелось 1019 машин.В годы советско-финской войны ДБ-3 из состава авиации Балтийского флота приступили к бомбардировкам объектов противника уже в первый ее день 30 ноября 1939 года. За войну только самолеты ВВС налетали 12 608 часов. Потери ВВС  49 самолетов, ВВС флота  9. По результатам боев военные рекомендовали внести ряд усовершенствований, включая необходимость сгруппировать и забронировать топливные баки, обеспечить их аварийное сбрасывание, усилить защиту экипажа, модифицировать вооружение.