Британские Gladiator


Gladiator стал ярким представителем эпохи бипланов-истребителей, но его возможности часто преувеличиваются. Особенно ярко это видно по начальному периоду войны, когда Gloster Gladiator пришлось противостоять более современным самолетам-монопланам  потери были в итоге весьма немалыми. В сентябре 1939 года бипланами Gladiator были все еще вооружены четыре дислоцированные в метрополии истребительные эскадрильи  603-я, 605-я, 607-я и 615-я. Но уже в следующем месяце 141-я истребительная, 151-я и 263-я эскадрильи в Грангемауте, Аклингтоне и Филтоне, соответственно, расформированные после окончания Первой мировой войны, были воссозданы и на первое время получили Gladiator.



В ноябре 607-я и 615-я эскадрильи были направлены во Францию в составе Британских экспедиционных сил и на момент начала наступления немецких войск(10 мая 1940 года)находились в процессе перевооружения на Hurricane. Gladiator не смогли на равных противостоять новейшим немецким самолетам и несли тяжелые потери — вскоре эскадрильи вывели в южную Англию, где уже перевооруженные на Hurricane они принимали участие в битве за Британию. 263-я (истребительная)эскадрилья тем временем была готова отправиться в Финляндию на помощь советским войскам, однако Зимняя война завершилась раньше, чем англичане успели это сделать. Эскадрилья в итоге в апреле 1940 года отправилась в Норвегию, где принимала участие в боях с немецкими войсками. Gladiator совершали полеты с замерзшего озера Лесьяског, но затем противник разбомбил «ледяной» аэродром, и все самолеты были уничтожены. Оставшиеся в живых летчики вернулись в Великобританию, получили новые Gladiator и приказ вернуться в Норвегию.

В ходе новой норвежской кампании один из летчиков эскадрильи, флаинг-офицер Якобсен, за один вылет сбил не менее пяти немецких самолетов. В июне британские войска были вынуждены покинуть Норвегию, а 263-я эскадрилья на обратном пути потеряла все свои самолеты и всех, кроме двух, летчиков — они утонули вместе с авианосцем «Глориес», потопленным германскими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». В ходе битвы за Британию была сформирована 247-я эскадрилья, также вооруженная самолетами Gladiator и дислоцировавшаяся к югу от Роборо — в системе обороны Плимута. Но активно в воздушных боях она не участвовала.

Наиболее активное участие Gladiator принимали в боях на Средиземноморском ТВД и на Ближнем Востоке. На момент вступления в июне 1940 года в войну Италии Gladiator стоял на вооружении 33-й и 80-й эскадрилий, дислоцированных в Египте, и 94-й эскадрильи в Адене. Летчики первых двух эскадрилий принимали активное участие в боях с итальянскими летчиками в Ливийской пустыне — их самолеты успешно противостояли Fiat CR.42. Летчики 94-й эскадрильи решали задачу по обороне Адена, а затем обеспечивали воздушную поддержку войскам Британского Содружества во время боев в Восточной Африке.

В ходе неудачной греческой кампании принимали участие Gladiator из 80-й и 112-й эскадрилий, которые достаточно успешно противостояли итальянским ВВС до тех пор, пока в дело не вступили германские Люфтваффе. Лишь незначительное количество оставшихся в боеготовом состоянии машин перебазировались в Египет. Во время вооруженного противостояния в Ираке в 1941 году летчики 94-й эскадрильи, проходившие перевооружение на Hurricane, были оперативно переброшены со своими старыми Gladiator в Эль-Хаббанию для обороны британской авиабазы. Часть самолетов из 112-й эскадрильи принимала участие во вторжении в Сирию. Самолеты воевали в Ливийской пустыне весь 1941 год, только в январе 1942 года они были сняты с фронта, но остались «во второй линии». В частности, до 1945 года ими были оснащены 520-я и 521-я эскадрильи метеоразведки, находившиеся в Гибралтаре и в метрополии, соответственно. Кроме того, пару месяцев в 1942 году самолеты эксплуатировала 123-я эскадрилья в Абадане (Иран).

На Мальте британские ВМС имели некоторое количество резервных Sea Gladiator, из которых в 1940 году были собраны четыре машины  на них летчики-доб-ровольцы, совершали патрулирование воздушного пространства острова. Принадлежавшие флоту Sea Gladiator являлись единственными самолетами в системе обороны Мальты на протяжении 10 суток  с 11 по 21 июня, отразив три небольших налета и не добившись ни одной воздушной победы. Хотя, конечно, они могли внести напряжение в обстановку и заставить летчиков противника сбрасывать бомбы более хаотично. После этого в состав сил обороны острова включили несколько Hurricane  из тех партий, что направлялись через Мальту в Северную Африку. Оставшиеся в летной годности три Sea Gladiator 1 августа присоединились к самолетам Hurricane в составе 261-й эскадрильи, но пять месяцев спустя данная эскадрилья была расформирована.