Бомбардировщик Martin B-26 Marauder


Самолет В-26, получивший после ряда катастроф прозвище «Widow Maker» (буквально «Создатель вдов»), стал одним из самых эффективных средних бомбардировщиков ВВС Армии США. В конце 1930-х годов подразделения авиакорпуса Армии США испытывали нехватку в современных средних бомбардировщиках. Основу авиапарка составляли старые самолеты Douglas В-18 и Martin В-10, боевая нагрузка, оборонительное вооружение и характеристики которых уже не соответствовали требованиям, предъявляемым к самолетам данного класса для действий на Европейском ТВД. В итоге в январе 1939 года американским компаниям был направлен запрос на представление техпредложений на новый средний бомбардировщик, способный брать до 907 кг бомб.


Среди компаний, взявшихся за решение этой задачи, оказалась и «Glenn L. Martin Company», имевшая большой опыт в конструировании бомбардировщиков. Разработка эскизного проекта была поручена сразу нескольким группам инженеров, но наиболее перспективным оказался проект Пейтона М. Магрудера (проект «Martin 179»). 5 июля 1939 года проект был направлен для рассмотрения заказчикам, он был признан лучшим среди представленных и вскоре отправлен в серийное производство.Martin 179 имел высокорасположенное крыло, экипаж из пяти человек и оснащался двумя звездообразными двигателями Pratt 8с Whitney R-2800 Double Wasp мощностью по 1850 л. с., расположенными в подкрыльевых гондолах. Оборонительное вооружение составляли два 7,62-мм и два 12,7-мм пулемета. В средней части обтекаемого фюзеляжа, имевшего круглое сечение, располагался бомбоотсек.

Самолет получил официальное обозначение В-26. В сентябре1939года был размещен заказ на 1100 машин  первый бомбардировщик, №40-1361, был облетан Уильямом К. Эбелем 25 ноября 1940 года. Прототип как таковой не строился. Первые 201 бомбардировщик оснащались двигателями R-2800-5 и большей частью привлекались к испытаниям и учебной подготовке. Но подготовка оказалась непростой  летчикам трудно было освоить машину с шасси с передней стойкой и высокой посадочной скоростью. Самолет имел крыло площадью 55,93 м2, нагрузка на крыло составляла 260 кг/м2, а посадочная скорость при нормальной посадочной массе составляла 154 км/ч. Максимальная бомбовая нагрузка составила 2631 кг, а максимальная скорость достигла 507 км/ч.Первые поставкиПервые машины были поставлены ВВС Армии США в 1941 году, а во втором полугодии в производство пошла модель В-26А, отличительными особенностями которой стала возможность установки в бомбоотсеке дополнительных топливных баков, креплений для подвески под фюзеляжем 588-мм торпеды и замена в носовой и хвостовой стрелковых установках 7,62-мм пулеметов на

12,7-мм. Полная полетная масса возросла до 14606 кг, а бортовая электрическая система имела напряжение не 12В, а 24В. Построено 139 бомбардировщиков В-26А, самолеты именно данного типа находились на вооружении 22-й бомбардировочной группы (средней), которая была сразу после нападения на Перл-Харбор переброшена в Австралию, откуда машины в апреле следующего года совершали налеты на объекты в Новой Гвинее (часть бомбовой нагрузки в бомбоотсеке заменяли на дополнительное топливо). В июне 1942 года эти самолеты, вооруженные торпедами В-26А принимали участие в сражениях за атолл Мидуэй, а самолеты 73-й и 77-й бомбардировочных эскадрилий — атаковали судоходство в районе Алеутских островов. Выпуск В-26А продолжался в Балтиморе, штат Мэриленд, до мая 1942 года, после чего в серию пошел В-26В, который стал самым массовым,  построено 1883 самолета. Модификация В-26В-1 имела усиленное бронирование, модифицированные капоты двигателей, нижнюю стрелковую установку и хвостовую механизированную турель с двумя 12,7-мм пулеметами.

В результате полная масса машины выросла до 16556 кг, а на производственных партиях В-2, -3 и -4 ставились еще и новые двигатели R-2800-41 или -43 мощностью по 1920 л. с. На модификации В-26В-4 появилась удлиненная носовая стойка шасси (попытка увеличить угол атаки крыла на взлете), а под-фюзеляжная стрелковая установка была заменена на пару бортовых
12,7-мм пулеметов. Подвариант В-5 отличался наличием щелевых закрылков, позволивших улучшить посадочные характеристики машины. Выпущен 641 самолет модификаций В-1, -2, -3, -4 и -5.Впрочем, из строевых частей продолжали поступать нарекания, так что разработчик продолжил совершенствовать машину. Начиная с модификации В-10, размах крыла увеличили до 21,64 м для снижения нагрузки на него, но ввиду установки четырех 12,7-мм пулеметов по бортам в носовой части и хвостовой турели Martin-Bell масса машины вновь возросла  до 17328 кг. В итоге нагрузка на крыло при полной полетной массе машины даже выросла до 283,4 кг/м2, а нормальная посадочная скорость составила 166 км/ч. Конструкторам также пришлось увеличить высоту киля и площадь хвостового оперения в целом, что позволило, в том числе, улучшить поперечную устойчивость.

Завод в Балтиморе выпустил 1242 самолета В-26В-10 и его дальнейших модификаций, а компания «Martin» в конце 1942 года открыла новый завод в Омахе, штат Небраска, где выпустила 1235 самолетов В-26С.В первые 11 месяцев после вступления США во Вторую мировую войну В-26 применялись преимущественно на Тихоокеанском ТВД, но после операции «Torch» (высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года) в декабре 1942 года для поддержки войск на Средиземноморском ТВД в Северную Африку были переброшены 17-я, 319-я и 320-я бомбардировочные группы (средние), включавшие 34-ю, 37-ю, 95-ю, 432-ю, 437-ю, 438-ю, 439-ю, 440-ю, 441-ю, 442-ю, 443-ю и 444-ю бомбардировочные эскадрильи. Они входили в состав 12-й Воздушной армии (ВА) и имели В-26В и В-26С.В Северной Европе первые операции В-26 оказались не особо успешными.

После частично удачного налета 14 мая 1943 года группы В-26 из 322-й эскадрильи 8-й ВА на электростанцию в Эймейдене через три дня последовал второй налет, в ходе которого почти все 10 самолетов, ведомые полковником Робертом М. Стиллманом, были потеряны. Было решено применять В-26 со средних и больших высот.Весь потенциал Marauder удалось раскрыть только в конце 1943 года, когда самолеты вошли в состав 9-й ВА и в рамках подготовки к вторжению в Европу стали применяться для стратегических ударов со средних высот и обязательно под истребительным прикрытием. К маю 1944 года 9-я ВА имела в своем составе восемь групп с бомбардировщиками В-26: 322-ю, 323-ю, 344-ю, 386-ю, 387-ю, 391-ю, 394-ю и 397-ю, в которых насчитывалось 28 эскадрилий.