Бомбардировщик Junkers Ju 90/290


Ju 90/290 — один из самых больших самолетов Второй мировой войны, созданный на базе закрытой программы разработки бомбардировщика.В конце 1936 года была закрыта программа создания дальнего бомбардировщика, способного достигать объектов на советском Урале («Ural Bomber»).У компании «Junkers» остались два прототипа тяжелого бомбардировщика Ju 89 и комплектующие для третьей машины. Компания решила совместить крыло и хвостовое оперение с новым фюзеляжем, предназначенным для транспортных перевозок. В итоге получился прототип Ju 90 VI (регистрация D-AALU), облетанный 28 августа 1937 года. За ним последовали три опытные машины и 10 серийных машин Ju 90В-1.

Второй и третий прототипы,V2 (D-AIVI) и V3 (D-AURE), были облетаны в начале 1938 года, а первый прототип, Ju 90 VI, в феврале того же года потерпел аварию.В декабре во время пробного полета на маршруте авиакомпании «Deutsche Luft Hansa» (DLH) также разбился V3. Несмотря на такой старт, авиакомпания подтвердила заказ на 8 машин, еще две машины с двигателями Pratt 8с Whitney Twin Wasp заказала южноафриканская «South African Airways», которая так и не получила свои Ju 90Z-2. Немецкая компания приступила к эксплуатации своих лайнеров в конце 1938 года.Авиалайнеры были построены по базовому проекту, с характерной для компании «Junkers» конфигурацией закрылков по типу Ju 89. В начале 1939 года был построен модифицированный вариант, V4, в котором нашли отражение новые решения по проекту Ju 90S, включая новое крыло с прямым в плане центропланом и сужающимися консолями, новые усиленные двухколесные основные стойки шасси и хвостовое оперение с килями-шайбами большей площади.В конце 1939 года к работам по Ju 90 были подключены три подразделения «Junkers»: за Дессау остались постройка опытных машин и летные испытания, в Летнянах организовали проектирование, постройку макета и проведение статических испытаний, а в Бернбурге — серийное производство. В начале 1940 года самолеты авиакомпании DLH были переданы в Люфтваффе. Две машины позже вернули, а остальные передали «Junkers» для переоборудования по программе Ju 90S (затем — Ju 290).

Прототип V4 в рамках этой переделки получил более мощные двигатели BMW 801, a Ju 90 V7  удлиненный фюзеляж, обеспечивший большую вместимость и позволивший избавиться от проблем с устойчивостью на курсе и восстановлением центровки, нарушенной после установки более мощных и тяжелых двигателей. Одновременно была усилена центропланная секция крыла. На прототипе Ju 90 V8 ввели оборонительное вооружение  надфю-зеляжную турель, пулеметы в боковых окнах, хвостовую стрелковую установку и подфюзеляжную гондолу с пушкой и пулеметом. Данный вариант рассматривался как дальний морской патрульный самолет. На Ju 90 VII появились новое крыло большего размаха и площади, квадратные, а не круглые иллюминаторы фюзеляжа, а округлые кили-шайбы получили трапециевидную форму. В данном виде самолет получил обозначение JU290V1.

В воздух машина поднялась впервые в августе 1942 года. Первыми с завода в Бернбурге вышли два предсерийных Ju 290А-0, за ними — пять серийных Ju 290А-1. Получив вооружение, сходное с Ju 90 V8, они считались транспортными. Потребность в транспортных самолетах тогда была столь высокой, что в войска передали даже прототип Ju 290   VI    и один из предсерийных самолетов — надо было снабжать окруженные под Сталинградом войска. Вскоре на Волге VI был потерян, а А-0 — серьезно поврежден. В январе 1943 года была сформирована 290-я (затем 5-я) транспортная эскадрилья, в которую свели все оставшиеся Ju 290 и Ju 90. Велика была потребность и в дальнем морском патрульном самолете, удовлетворить ее должен был Ju 290А-2 (добавились задняя надфюзеляжная турель и поисковая РЛС FuG 200 Hohentwiel, изменился состав навигационного оборудования). Самолет был облетан к лету 1943 года, первую машину передали в Рехлин для испытаний, а другие две — новой 5-й дальней разведывательной группе. За ними последовали пять Ju 290А-3, отличавшиеся стрелковыми турелями «Focke-Wulf» с более обтекаемыми обводами.

Следующими стали пять Ju 290А-4, получившие еще и переднюю надфюзеляжную турель «Focke-Wulf». Вооружение данных машин включало 20-мм пушку MG 151. По мере роста опыта эксплуатации модификаций А-2, А-3 и А-4 выявились отдельные недостатки — их учли в модификации Ju 290А-5. Наиболее существенным новшеством стали протестированные топливные баки, а также усиленная бронеза-щита командира и второго пилота сзади и по бокам. В боковых окнах 13-мм пулеметы MG 131 заменили на пушки MG 151, оснащенные аэродинамическими компенсаторами для более легкого их разворота в набегающем воздушном потоке. Плюс к тому экипаж был увеличен с семи до девяти человек.Самой многочисленной стала модификация А-5 — выпущено 11 машин, поступивших на вооружение весной 1944 года. В то время была сформирована 4-я эскадрилья 5-й дальней разведгруппы, но на всем протяжении своего существования группа редко имела более 20 боеготовых самолетов. Ситуация усугубилась после передачи трех самолетов для решения специальных транспортных задач. В Финстервальде их лишили брони и вооружения и оснастили дополнительными топливными баками. Данные машины совершили беспосадочный перелет из Одессы и Мелеца в занятую японцами Маньчжурию, доставив туда специальный груз и вернувшись назад в Мелец с грузом стратегических материалов, нехватку которых испытывала Германия.

В конечном итоге большая часть Ju 290 была направлена для решения транспортных задач. Главным эксплуатантом машин стала I группа 200-й бомбардировочной эскадры, где они занимались доставкой диверсантов и разведчиков в глубокий тыл.С другой стороны, активно шли работы по морским модификациям машины, вскоре появился вариант Ju 290А-7 — самый многочисленный, на стапеле было заложено 25 машин. Вариант отличался буль-бообразной остекленной носовой турелью с пушкой MG151 — вооружение теперь включало семь MG151 и один пулемет MG 131. Над остекленной частью находилась РЛС Hohentwiel, а на под-крыльевых пилонах можно было подвешивать противокорабельные ракеты Henschel Hs 293, Hs 294 или FX1400 Fritz X. Вскоре после того, как 5-я группа покинула Францию, в Бернбурге был начат серийный выпуск данных машин, но достроили лишь несколько самолетов.Кроме того, были построены три Ju 290А-9 — патрульные самолеты, отличавшиеся увеличенными дальностью (8300 км) и запасом топлива во внутренних баках, а также сокращенным составом вооружения. Тогда же был построен один Ju 290А-6 — личный самолет Гитлера. Салон должен был быть герметизирован, но от этой идеи отказались и достроили машину в качестве 50-местного транспортного самолета.

Следует упомянуть и о модификации А-8, отличавшейся двумя дополнительными надфюзеляж-ными турелями (всего 4) и хвостовой башенкой с двумя MG 151. Заложены были 10 машин, но до захвата чешского Рузине советскими войсками успели достроить лишь два или три самолета. Второй предсерийный самолет, оказавшийся после войны в достаточно сносном состоянии, перевезли на завод чехословацкой компании «Letov», где достроили с использованием имевшихся комплектующих и в августе 1946 года облетали его. Самолет получил обозначение L 290 Orel, но интереса у чешской авиакомпании не вызвал. В 1956 году самолет был утилизирован в Летнянах.Рассматривалась возможность создания на базе Ju 290 бомбардировщика Ju 290В. Последний был облетан летом 1944 года и до марта 1945 года проходил испытания. Но Ju 290В-1 в серию не пошел, как и Ju 290В-2, не имевший «проблемных» турелей и герметизации. Не были построены и другие варианты: минно-тральный Ju 290В MS, транспортный/разведывательный Ju 290С, бомбардировщик Ju 290D, способный применять ПКР Hs 293,