Зарубежные эксплуатанты F-4 Phantom II

Иранские F-4 имеют богатый боевой опыт. Сегодня Phantom остаются на вооружении Египта и Южной Кореи, тогда как Австралия использовала эти истребители в качестве временной замены в начале 1970-х годов.После изменения в конце 1970-х годов внешнеполитического курса, переориентации с Москвы на Вашингтон и подписания кэмп-дэвидских соглашений Египет получил от ВВС США партию в 35 самолетов F-4E. Первые 18 самолетов прибыли в Египет в сентябре 1979 года вместе с оборудованием РЭБ и вооружением (ракеты Sparrow, Sidewinder и Maverick). Две эскадрильи Phantom дислоцировались на авиабазе Каир-Западный, но уровень их боеготовности был низким. Самолеты вернули в США для проведения ремонта в мае 1982 года, после чего они возвратились в Египет.В 1988 году оставшиеся 33 единицы Phantom получили пополнение  семь самолетов, еще три самолета были получены на замену выбывшим из строя. F-4 дважды предлагались Турции, но предложения были отклонены.


Иран заказал 32 F-4D в 1966 году, они поступили в 1968 году на вооружение двух истребительных эскадрилий ПВО в Мехрабаде. Четыре года спустя дополнительные заказы сделали Иран вторым крупнейшим зарубежным эксплуатантом Phantom (после Германии). В 1974-1977 годах были получены 177 F-4E и 28 RF-4E, что позволило сформировать еще восемь эскадрилий F-4 на авиабазах Мехрабад, Тебриз и Шираз.Первый боевой опыт самолеты получили в 1975 году в роли истребителей-бомбардировщиков  тогда Иран оказывал помощь Оману в борьбе с повстанцами в регионе Дхофар, однако более  активно самолеты применялись в восьмилетней войне с Ираком. Потери в первые 9 месяцев войны оценивались в 60 машин, причем' qb этот период боеспособными были лишь около 40% машин.Израиль тайно поставлял запчасти для самолетов, равно как оказывали тайную помощь Ирану и американцы (известный скандал «Ирангейт»).

После исламской революции в Иране связи с США были нарушены, и авиапарк F-4 оказался без запчастей. По этой причине, а также вследствие высоких боевых потерь в войне с Ираком парк иранских Phantom сократился всего до 70 боеготовых машин.Южнокорейские ВВС заказали первую партию из 18 самолетов F-4D в 1968 году  во время периода напряженных отношений с КНДР. Первые шесть машин прибыли в Южную Корею 25 августа 1969 года, они поступили на вооружение 110-й тактической истребительной эскадрильи 11-го истребительного авиакрыла (авиабаза Тэгу). Остальные 18 самолетов F-4D прибыли в 1972 году. В 1987-1988 годах были поставлены дополнительно 24 самолета. В 1978 году ВВС Южной Кореи получили также самолеты F-4E  37 машин были поставлены с завода, плюс к тому ВВС получили 12 самолетов RF-4C.

Первая партия из 36 ранее служивших F-4C поступила в Испанию в рамках программы военной помощи и должна была заменить устаревшие F-104G и F-86F. Самолеты получили местное обозначение С.12 и поступили на вооружение строевых частей в 1971 году. Phantom использовались в системе ПВО страны и были вооружены УР AIM-7 и AIM-9, а также 20-мм пушечными контейнерами. В 1979 году после начала поступления на вооружение испанских ВВС самолетов F/A-18 Flornet самолеты F-4C начали списывать, однако в январе 1988 года были получены еще восемь RF-4C, снятых с вооружения ВВС США. Модернизированные самолеты (справа) до 1994 года стояли на вооружении 123-й эскадрильи. ВВС Греции (Elliniki Polimiki Aeroporia)Греческие ВВС в общей сложности располагали 121 Phantom. В 1974-1976 годах они получили 36 самолетов F-4E, на базе которых сформировали 339-ю эскадрилью всепогодных перехватчиков в Андравиде, а дислоцированная там же 338-я эскадрилья в 1975 году была перевооружена на F-4E и решала задачи истребителей-бомбардировщи-ков. В 1976 году два F-4E были поставлены для замены потерь. В 1978 году была поставлена вторая партия из 18 F-4E и восьми RF-4E. Все F-4E поступили в 337-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков в Лариссе.

Греческие F-4E первоначально были поставлены в четырехтоновом камуфляже типа «джунгли», использовавшемся в Юго-Восточной Азии. Начиная с 1983 года, истребители F-4E получили новый серо-голубой камуфляж, известный как «эгейский синий».RF-4E (внизу справа) дополнили RF-84F Thunderflashe, стоявшие на вооружении 348-й эскадрильи в Лариссе. В 1993 году парк RF-4E пополнился 20 RF-4E, переданными из германских ВВС. В 1991 году в страну поступила третья партия Phantom в составе 28 самолетов F-4E, списанных из авиации Национальной гвардии штата Индиана. Все они поступили в 338-ю эскадрилью.Начиная с 1999 года, 38 F-4E прошли модернизацию по программе «Peace Icarus 2000», после чего стали соответствовать стандарту немецких F-4F ICE. Самолеты, в частности, получили РЛС APG-65, способную работать с УР AIM-120. Греция также приобрела навигационно-прицельные контейнеры Rafael LITENING, с помощью которых F-4 могли применять высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением. Один самолет был модернизирован компанией DASA в Германии, остальные  компанией «Hellenic Aerospace Industries» в Танагре. Все Phantom получили тактический серый камуфляж (внизу слева), как и те F-4E, что прошли модернизацию по программе SLEP на заводе HAI.

В 2013 году ВВС Греции располагали 50 боегото-выми F-4E и RF-4E. F-4E стоят на вооружении 338-й и 339-й эскадрилий 117-го авиакрыла (Андравида), а разведчики RF-4  на вооружении 348-й эскадрильи (Ларисса).На сегодня в боевом составе турецких ВВС из 223 поставленных F-4E и RF-4E остаются около 150 машин. Первая партия из 40 F-4E поступила в 1974 году для замены самолетов F-100 в составе 111 -й и 112-й эскадрилий в Эскишихире, а следующая партия из 32 F-4E и восьми RF-4E была поставлена в 1977-1978 годах. В 1978 году F-4E из первой партии были переданы на формирование 171 -й и 172-й эскадрилий в Эрхаке. В 1981-1986 годах Турция получила 30 F-4E, списанных из ВВС США, а в 1987 году  40 F-4E, также списанных из ВВС США, которые поступили в 131 -ю эскадрилью в Конии. В 1991 году от ВВС США дополнительно поступили 40 F-4E  благодарность за разрешение использовать турецкие базы силами ВС США во время войны в Персидском заливе. Последняя партия Phantom была поставлена в 1992-1994 годах и включала 32 RF-4E, списанных из ВВС Германии (плюс 16 машин на запчасти), что позволило повысить боеготовность 113-й эскадрильи в Эскишихире, а 173-й эскадрилье  перевооружиться на разведывательные Phantom. В 1999 году была начата программа модернизации, в рамках которой самолеты получили новую авионику, многорежимную РЛС EL7M-2032 и широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Компания IAI модернизировала 26 F-4E, оставшиеся 28 были модернизированы в Турции. Турецкие Phantom окрашивались по разным схемам типа «джунгли» (вверху слева) и серый типа «Hill Gray» (внизу слева).